Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Природоведение 5 класс
учитель Черепенина Е.М.
2007 г.
2 слайд
Цели урока:
Узнать, что такое среда обитания организмов;
Найти отличия между условиями жизни в разных средах;
определить черты приспособленности организмов к жизни в разных средах;
3 слайд
Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад в океане. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор.
4 слайд
Лес каменноугольного периода
5 слайд
Одноклеточные организмы
6 слайд
Многоклеточные организмы
7 слайд
Многоклеточные организмы
8 слайд
9 слайд
Среда обитания – это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.
10 слайд
11 слайд
Водная среда
Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
12 слайд
Приспособления организмов к жизни в водной среде.
Обтекаемая форма тела
встречается у различных групп организмов, обитающих в воде – для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.
13 слайд
У моржей и тюленей – ласты.
14 слайд
У бобров, выдр, водоплавающих птиц,
лягушек – перепонки между пальцами.
15 слайд
Из всех медведей земного шара только белый медведь ведет полуводный образ жизни. Об этом свидетельствует его строение: узкое обтекаемой формы туловище, широкие лапы-«весла», узкая голова со спрямленным профилем, приподнятыми глазницами и высоко расположенными глазами, удлиненная подвижная шея. Все это характеризует его как хорошего пловца и ныряльщика. Мореплаватели, путешествуя по северным морям, неоднократно встречали белых медведей плавающими в открытом море за сотню миль от ближайшей суши или льдин. Под водой медведь держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.
16 слайд
Приспособительные особенности животных и растений:
Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т.е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха.
17 слайд
Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше:
ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра).
Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч.
18 слайд
Ноги других животных приспособлены к прыжкам
Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, а иногда до 12 м.
19 слайд
Почвенная среда
Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих;
Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов);
Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная);
Редукция глаз и исчезновение пигментов.
Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков.
20 слайд
21 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 136 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Новохатская Любовь Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.