Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Биоценоз и его устойчивость
Биоценоз – сложная надорганизменная система, закономерная совокупность взаимодействующих видов
2 слайд
Актуализация опорных знаний
1. Дайте определение популяции.
2. Что определяет взаимодействие популяций?
(Определяет характер функционирования природного сообщества - биоценоза)
3. Что представляет собой природное сообщество?
(совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга)
4. Какие примеры природных сообществ вы можете привести?
(лес, степь, пустыня, река, море)
5. Назовите примеры искусственных сообществ.
(поле, огород, парк, сад)
3 слайд
Мотивация деятельности учащихся
«…накопление знаний подобно росту дерева…»
(Винсон Браун)
На этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о сложной природной системе – биоценозе.
4 слайд
Ввод в новую тему
Расшифровка новых терминов: «биоценоз», «виды – доминанты», «ярусность»
Познавательная цель урока:
выяснить структуру биоценоза,
положение вида в составе биоценоза,
установить причины устойчивости биоценоза
5 слайд
Изучение нового материала
1. Биоценоз как надорганизменный уровень организации жизни
Какие причины обусловливают видовой состав биоценоза?
Какие типы взаимодействия существуют между организмами в сообществе?
6 слайд
Составить схему «Биоценоз»
Растения
(фитоценоз)
Животные
(зооценоз)
Микро-
организмы
(микро-
биоценоз)
7 слайд
2. Видовая структура биоценоза
Самостоятельная работа с учебником.
Прочитать текст учебника «Видовая структура сообщества», рассмотреть рис. 59, 60.
Проанализировать кривую соотношения видов по численности в биоценозе.
Сделать вывод.
(по данным показателям все виды, образующие биоценоз, делят на доминантов и редких – в сообществах важны и те, и другие)
(чем выше видовое разнообразие, тем стабильнее биоценоз)
8 слайд
3. Распределение видов в пространстве
3. Пространственная структура сообщества
Работа с рис. «Пример ярусности в лесу»
Ярусы
Большие деревья
Малые деревья
Кустарники
Травы и кустарнички
Мхи и лишайники
Подстилка
9 слайд
4. Экологическая ниша вида - совокупность всех жизненных условий , необходимых для существования вида.
Сообщение учащегося о насекомых леса
10 слайд
Работа в малых группах
Задание 1
Приведите доказательства правильности или ошибочности трактовки пословицей экологических закономерностей взаимосвязи организмов в сообществе
«Мужик березу рубит, а щепа по грибам и ягодам бьет»
Задание 2
Что помогает растениям приспособиться к жизни в едином сообществе?
Задание 3
Сравните число ярусов в разных лесных биоценозах: в смешанном лесу, в еловом, на злаково - клеверном лугу
Задание 4
Из предложенного списка организмов, составьте «этажи» леса
11 слайд
Задание на дом
Изучить § 15
Задание 1, 2 по вариантам к § 15
12 слайд
Рефлексия
Закончите предложения.
1.Самым интересным для меня было …
2. Мне понравилось…
3. Я бы хотел …
4. Я себя чувствовал на уроке…
5. Мне было …
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 190 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Халимова Асият Салимсолтановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.