X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Нормы управления

1. Теория Выбор предлога. Выбор падежной формы. Управление при синонимических...
Выбор предлога. 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывае...
3. Синонимичны многие предлоги, выражающие причинные отношения: благодаря, вв...
4. Синонимичны предлоги по и о при некоторых глаголах, выражающих душевные пе...
Выбор падежной формы. 1. Выбор падежа может зависеть от лексического состава ...
Управление при синонимических словах. Следует различать конструкции со словам...
Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове. 1. Некоторые ...
2. Разница в конструкциях выпить воду - выпить воды, купить булку - купить хл...
А 6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксическо...
Упражнение 1. Поставьте существительные в нужный падеж. В каждой группе остал...
Упражнение 4. Исправьте ошибки, связанные с управлением. Уделите внимание на ...
Упражнение 1. 1. В каждой группе осталось по нескольку детей. 2. По окончании...
Класс
Автор

Нормы управления

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

1. Теория Выбор предлога. Выбор падежной формы. Управление при синонимических словах. Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове. 2. Комментарий 3. Практические задания

3 слайд

Выбор предлога. 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними. Ср.: говорит за то - говорит о том (первый вариант имеет просторечный характер); из боязни не сделать - из-за боязни не сделать (первый вариант указывает на сознательный характер, второй содержит указание только на причину). 2. Синонимичны многие предлоги, выражающие пространственные отношения. Смысловые различия находим внутри каждой из приводимых ниже пар: гулять в лесу - гулять по лесу: первое сочетание обозначает действие ограниченное (гулять можно на небольшом участке леса), а второе - действие разбросанное (в пределах названного пространства); идти по берегу - идти вдоль берега: первое сочетание обозначает место движения, а второе - направление движения на пространстве, вытянутом в линию.

4 слайд

3. Синонимичны многие предлоги, выражающие причинные отношения: благодаря, ввиду, вследствие, в связи с, в силу, из-за, по причине и др. При их употреблении обычно учитываются присущие им смысловые оттенки. Так, предпочтительнее конструкция «ввиду предстоящего отъезда», чем «вследствие предстоящего отъезда» (отъезд еще предстоит и последствий пока не имеет); ср.: Ввиду предстоящего наступления объявляю заседание закрытым (Казакевич). С другой стороны, точнее выражена мысль в сочетании «предоставить отпуск вследствие болезни», чем в сочетании «предоставить отпуск ввиду болезни» (получилось бы, что болезнь, ставшая уже фактом, должна еще наступить); ср.: Пишу к вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (Пушкин). Двузначный характер имеет предложение: «Ввиду засухи и наводнений Индия должна импортировать продовольствие» (то ли констатируется наступивший уже факт, то ли говорится о повторяющихся стихийных бедствиях). Предлог благодаря, не потерявший еще своего первоначального лексического значения (по связи с глаголом благодарить), естественнее употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат, например: выздоровел благодаря правильному лечению, выиграл партию благодаря тонкому пониманию сложной позиции; ср.: Благодаря выпавшему снегу можно было кое-что рассмотреть на земле (Арсеньев).

5 слайд

4. Синонимичны предлоги по и о при некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить и др.), например: скучать о доме - скучать по дому, соскучиться о музыке — соскучиться по театру, тосковать о счастливом детстве - тосковать по родине; ср.: Бедный старик очень скучает обо мне... (Мамин-Сибиряк). -Вы давно не учились, и понятно, что скучаете по книге (В. Иванов); Умру я, тоскуя по муже (Некрасов). - Ты будешь тосковать о них (детях). (Горький). Предлог по в указанных конструкциях сочетается с двумя падежами: дательным и предложным. Дательный падеж обычно употребляется при именах существительных, например: тосковать по брату, скучать по морю (сочетания тосковать по муже, скучать по отце имеют оттенок устарелости). Предложный падеж употребляется при личных местоимениях 1 -го и 2-го лица множественного числа: тоскуют по нас, скучаем по вас (но: ...по ним). В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с обоими падежами: скучаю, тоскую по нем - по нему.

6 слайд

Выбор падежной формы. 1. Выбор падежа может зависеть от лексического состава конструкции. Ср.: в отсутствие... (форма винительного падежа) - в присутствии... (форма предложного падежа); в прошлые годы - в двадцатых годах (при указании десятилетий посредством порядковых числительных обычно употребляется не винительный падеж, а предложный). 2. Предлог исключая раньше сочетался с родительным падежом, например: Пыль и зной стояли везде, исключая нашего любимого местечка в саду (Л. Толстой). В наше время обычной является конструкция с винительным падежом, например: исключая этот случай, исключая северную часть территории, исключая последнюю неделю.

7 слайд

Управление при синонимических словах. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления. Сюда относятся: обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо (обращать внимание на оформление книги - уделять внимание подбору шрифтов); отзыв о чем-либо (реже на что-либо)- рецензия на что-либо- аннотация на что-либо (реже о чем-либо и чего-либо) (отзыв о диссертации - рецензия на книгу - аннотация на опубликованные сборники — аннотация о выходящих пособиях — аннотация вышедших изданий); уплатить за что-либо - оплатить что-либо (уплатить за проезд - оплатить проезд; в разговорной речи, в речи канцелярской получает распространение ошибочный вариант - конструкция «оплатить за что-либо»).

8 слайд

Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове. 1. Некоторые глаголы имеют при себе управляемое слово в различной предложно-падежной форме, что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками. Сюда относятся: бросить что (значение объекта: бросить камень в воду, бросить палку на землю) - бросить чем (значение орудия действия: бросить камнем, палкой в собаку); говорить что (в полном объеме: говорить правду) - говорить о чем (в общем виде: говорить о разных вещах); заплатить за что (отдать деньги за что-либо: заплатить за покупки, заплатить за проезд в автобусе) - заплатить что (возместить что-либо: заплатить долги); знать что (основательно: знать свое ремесло) - знать о чем (поверхностно: знать о случившемся); поражаться чем (восхищаться: поражаться величием и красотой сооружения) - поражаться чему (удивляться: поражаться отваге альпинистов); удостоить чего (признав достойным, наградить чем-либо: удостоить правительственной награды) -удостоить чем (сделать что-либо в знак внимания: удостоить ответом).

9 слайд

2. Разница в конструкциях выпить воду - выпить воды, купить булку - купить хлеба, принесли яблоки - принесли яблок и т.п. заключается в том, что винительный падеж указывает на полный охват предмета действием, а родительный - на частичный охват (так называемый родительный части). 3. Различие между формами винительного и родительного падежа может заключаться в том, что первый указывает на определенный предмет, а второй - на предмет неопределенный. Ср.: жду поезд Петербург - Москва (определенный, прибывающий в такое-то время по расписанию) - жду поезда (одного из поездов).

10 слайд

А 6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). По приезду в Петербург экскурсанты сразу отправились в Эрмитаж. Некоторые из писем, написанных А. Н. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга. Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина - основателя музея истории театра. В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. Комментарий В предложении 1 неправильно употреблен падеж существительного: предлог по в значении после требует употребление предложного падежа: по приезде.

11 слайд

Упражнение 1. Поставьте существительные в нужный падеж. В каждой группе осталось по (несколько) детей. По (окончание) лекции все собрались уходить. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. Встречались часто по (настроение). Упражнение 2. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже. 1. Встретиться (друг) 2. Мечта (счастье) 3. Преклонение (талант) 4. Долг (родина) 5. Уплатить (квартира) 6. Восхищаться (друг) 7. Вдохнуть (свободу) 8. Скучать (родители). Упражнение 3. Поставьте существительные в нужном падеже с пред- логом или без предлога. 1. Беспокоиться (ребенок) 2. Тормозить ( развитие) 3. Пойти ( школа, факультет, университет) 4. Потребность ( знание) 5. Платить (проезд) 6. Удивляться (результаты) 7. Контроль (выполнение) 8. Сообщить (приезд)

12 слайд

Упражнение 4. Исправьте ошибки, связанные с управлением. Уделите внимание на здоровье. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. Заведующий больницы встретил нас « прохладно». Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рублику «Мир глазами путешественника» Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо знать и английский язык.

13 слайд

Упражнение 1. 1. В каждой группе осталось по нескольку детей. 2. По окончании лекции все собрались уходить. 3. По прибытии на конференцию необходимо срочно оформить документы. 4. Хорошей погоды порой мы ждали по многу дней. 5. Встречались часто, по настроению. Упражнение 2. 1. Встретиться с другом. 2. Мечта о счастье.3. Преклонение таланту 4. Долг перед родиной 5. Уплатить за квартиру 6. Восхищаться другом 7. Вдохнуть свободы 8. Скучать по родителям. Упражнение 3. 1. Беспокоиться о ребенке 2. Тормозить развитие 3. Пойти в школу, на факультет, в университет 4. Потребность в знаниях 5. Платить за проезд 6.Удивляться результатам 7. Контроль за выполнением 8. Сообщить о приезде. Упражнение 4. 1. Уделите внимание здоровью. 2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природы. 3. Заведующий больницей встретил нас «прохладно». 4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание рубрике «Мир глазами путешественника». 5. Абитуриенту, желающему учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.