X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому)

Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому). ...
К.Г. Паустовский - вдохновенный певец природы. В своих пейзажах и описаниях П...
Беседа: Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый сне...
Работа над планом. 1.Прочтите текст по смысловым частям в соответствии с данн...
План. К пункту 6. Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в ка...
Беседа -Определите стиль текста. Стиль текста – художественный: автор рисует ...
-Как ответить на этот вопрос словами автора? Мне показалось, что я оглох. -Ка...
-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения. В нём говорится в основном...
-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рас...
- Что вы мысленно видите, читая это предложение? -Отметьте в следующем предло...
-С чем здесь сравнивается снег? Почему? Сравнение снега с ёлочным дождём вызы...
Предупреждение орфографических ошибок Вспомни, как пишутся слова: Ощущение По...
Предупреждение пунктуационных ошибок. В туманном небе на головокружительной в...
Класс
Автор

Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения близкое к тексту; развивать воображение, умение анализировать текст; воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

2 слайд

К.Г. Паустовский - вдохновенный певец природы. В своих пейзажах и описаниях Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль - мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчатые оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет "ощущением красоты и ожиданием встречи с нею". Т. Хмельницкая

3 слайд

Беседа: Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег». Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое. Определите тип текста. Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.

4 слайд

Работа над планом. 1.Прочтите текст по смысловым частям в соответствии с данными пунктами плана; 2.Составьте недостающие пункты плана План. 1. Странные ощущения. 2. «Мёртвая тишина». 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 5… 6…

5 слайд

План. К пункту 6. Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении. 1. Странные ощущения. 2. «Мёртвая тишина». 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 5. Птица на ветке клёна. 6. «Первый снег очень к лицу земле».

6 слайд

Беседа -Определите стиль текста. Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении. Прочитаем первое предложение. -Какие слова произносятся в нём с логическим ударением? От странного ощущения. -Почему? Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

7 слайд

-Как ответить на этот вопрос словами автора? Мне показалось, что я оглох. -Какое слово важно выделить в этом предложении? Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха. -Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца. - Почему слово мёртвая взято в кавычки? Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении. -Что достигается при употреблении слов в переносном значении? Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад. Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

8 слайд

-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения. В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

9 слайд

-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?) Белый и ровный свет наполнил комнату. -Почему свет назван белым и ровным? Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны. -Прочитаем следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно? К окну - за стёклами. -Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки, которые он иллюстрирует. Перескажите их.

10 слайд

- Что вы мысленно видите, читая это предложение? -Отметьте в следующем предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её. На головокружительной высоте…одинокая луна. -Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг? В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый. - Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него. - Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова. Птица – ветку; ветка – птица.

11 слайд

-С чем здесь сравнивается снег? Почему? Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли. Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении. - С кем сравнивает писатель землю? Почему? Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.

12 слайд

Предупреждение орфографических ошибок Вспомни, как пишутся слова: Ощущение Показалось Комната Заворожила Закачались Снова Смотри, как пишутся слова: Необыкновенная Прислушивался Посапывает Показывали Увидел Застенчивая

13 слайд

Предупреждение пунктуационных ошибок. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».