Инфоурок Другое ПрезентацииРабота над сочинением о выразительной функции эпитетов

Работа над сочинением о выразительной функции эпитетов

Скачать материал
Скачать материал "Работа над сочинением о выразительной функции эпитетов"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ГИА С2
Работа 
над сочинением
О
выразительной
функции
эпитетов

    1 слайд

    ГИА С2

    Работа
    над сочинением
    О
    выразительной
    функции
    эпитетов

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ли...

    2 слайд

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого:
    «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

  • Термин «эпитет» пришел к нам 
из греческого языка и буквально
 переводится ка...

    3 слайд

    Термин «эпитет» пришел к нам
    из греческого языка и буквально
    переводится как «приложенное».
    То есть он является дополнением
    к основному слову и позволяет
    охарактеризовать его
    эмоциональную окраску.

  • Эпи́тет  — определение при слове,
 влияющее на его выразительность.
 Выражает...

    4 слайд

    Эпи́тет  — определение при слове,
    влияющее на его выразительность.
    Выражается преимущественно
    именем прилагательным,
    но также
    наречием («нежно смотреть»),
    именем существительным
    («веселья шум»),
    числительным («первая любовь»),
    глаголом («желание забыться»).

  • Роль
эпитетов в тексте

    5 слайд

    Роль
    эпитетов в тексте

  • Эпитеты могут:
усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предме...

    6 слайд

    Эпитеты могут:
    усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:
    Свежий ветер ворвался в затхлую пещеру и наполнил её величественным шумом моря.
     уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):
    Грозные, рокочущие, свирепо раскатистые звуки приближающейся грозы разогнали перепуганных ребятишек по домам.
    выделять наиболее существенные признаки предметов:
    Седой, мертвенно-бледный лес встал на пути казаков.
    создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона:
    мертвые души, грустная радость, убогая роскошь, живой труп, горячий снег, блистательная тень, заклятый друг.
    оценивать предмет или явление:
    Отвратительное самодовольство на его лице вызывало отвращение.
    выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:
    Ранним росистым утром нет ничего прелестней куста чайной розы.

  • Определяем виды эпитетов в текстеЭпитеты: «страшные прыжки», «свежий ветер» п...

    7 слайд

    Определяем виды эпитетов в тексте
    Эпитеты: «страшные прыжки», «свежий ветер» подчёркивают признаки предметов, создают, описывают образ.
    Это эпитеты…(описательные).
    Эпитеты: «Чудеснейший пляж», «гордое и мужественное одиночество» дают оценку образу.
    Это эпитеты… (оценочные).
    Подберите синонимы к эпитету «грустная голубизна» (печальная, унылая, невесёлая).
    Что мы перечисляем? (Эмоции, чувства, настроение).
    Как можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты).
    С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

  • Виды эпитетов в зависимости от функцииЭ   п   и   т   е   т   ы...

    8 слайд

    Виды эпитетов в зависимости от функции
    Э п и т е т ы


    эмоциональные
    оценочные
    описательные

    (Оц. - дивный мир; Оп. – фосфорическое свечение; Эм.- нежная, грустная голубизна).
    Дают характеристику какого-либо объекта, раскрывают его необычные признаки.
    Особую выразительность слова обеспечивают эмоциональные эпитеты.

  • Текст

    9 слайд

    Текст

  • (1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под  ним...

    10 слайд

    (1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину
    горело, как магний.
    (3)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали
    над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.
    (6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного
    притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из-под каблуков сыпалась глина. (10)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.
    (11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.
    (13)Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.
    (14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник
    развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта.
    (19) Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20) И крайняя его полоса,
    ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой,
    лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.
    (21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.
    (22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было
    совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом
    острове.
    (24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25) Теперь море
    сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом
    горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале
    волны, осторожно ложащейся на песок.




  • (26)На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось  та...

    11 слайд

    (26)На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой
    нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было
    не вспомнить:
    (27)Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом...
    (28) Петя залюбовался морем.
    (29)Оно меняется на глазах каждый час.
    (30)То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми
    дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее.
    (32)То оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.
    (35)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.(40) Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.
    (42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно
    всегда хранило в своих пространствах.
    (43)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную
    июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся
    осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45) Или число песчинок, недоступное человеческому уму?
    (46)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (47)Оно всегда
    разное, новое, невиданное.
    (По Катаеву В.)

  • – Найдите в данном фрагменте текста прилагательные, обозначающие признаки пр...

    12 слайд


    – Найдите в данном фрагменте текста прилагательные, обозначающие признаки предмета по:
    а) цвету:
    светло-голубое, белые, ярко-синее, бурое, тёмно-индиговое;
    б) форме: зубчатая (стена);
    в) размеру:
    крупная (зыбь), громадная (высота);
    г) силе:
    штормовой (ветер), пушечный (гром), взбаламученные (волны)
    д) по сходству: пламенное, шерстяное (море), грифельное (небо), малахитовые (доски прибоя);
    е) признаку:
    свежий (ветер), тихое, сверкающее, пламенное (море), резкая (зелень), потрясённые (облака), тонкий (туман), глянцевитое (тело);
    ж) авторской оценке:
    разное, новое, невиданное (море).

  • Пишем
сочинение

    13 слайд

    Пишем
    сочинение

  • Вариант 1

    14 слайд

    Вариант 1

  • В самом деле, наш язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым....

    15 слайд

    В самом деле, наш язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки.
    Вот, например, эпитет «серебряные» в предложении 3 воссоздаёт цвет листьев маслины, и даже тот, кто никогда их не видел, может легко представить себе эти кусты.
    Мы также могли не видеть моря во время сильной бури, однако эпитеты «штормовой (ветер)», «грифельное (небо)», «пушечный (гром)» помогают нам нарисовать грозную картину происходящего.
    Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным.

  • Вариант 2

    16 слайд

    Вариант 2

  • Действительно, эпитеты нужны для того чтобы выделить и усилить н...

    17 слайд

    Действительно, эпитеты нужны для того чтобы выделить и усилить неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подать их образно.
    Например, В.Катаев всего лишь одним словом «кипящий (воздух)» в предложении 3 рассказал читателю о наступающем очень жарком дне, а редкую красоту пляжа, на котором оказался Петя, передаёт эпитет «чудеснейший».
    Конечно, можно понять, почему многие авторы так охотно используют это средство выразительности: эпитеты имеют особую изобразительную силу.

  • Творческих взлётов Вашим
ученикам, коллеги!
Егораева Г.Т., Москва

    18 слайд

    Творческих взлётов Вашим
    ученикам, коллеги!

    Егораева Г.Т., Москва

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 310 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.08.2020 217
    • PPTX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скуратовская Анна Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скуратовская Анна Руслановна
    Скуратовская Анна Руслановна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 101850
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 455 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

4920 руб. 2950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе