Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Как выполнять задание С сочинение-рассуждение
для 9-х классов
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с.Кочетное Жанеева Талшин Бальжановна
2 слайд
Часть С
сочинение-рассуждение
На эту работу отводится приблизительно 55 минут
(минус время на переписывание, остаётся минут 40-45).
Объём должен составлять не менее 90 слов (до 120).
Предлагается 2 альтернативных задания
С2.1 и С2.2
3 слайд
Оценивается умение понимать основную мысль текста.
Умение выражать свою точку зрения на эту тему.
Приводить свои аргументы и аргументы из текста.
В сочинении должны быть: зачин, основная часть, концовка.
Необходимо проанализировать авторскую позицию
Привести доводы в защиту собственной точки зрения
4 слайд
Не допускается:
Пересказ исходного текста
Списывание исходного текста
Нельзя!
5 слайд
Структура сочинения-рассуждения
Тезис – доказательства(аргументы) - вывод
1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.
2. Привести 2 доказательства(аргумента) этого тезиса из текста.
3. Сделать вывод-заключение, поддерживающий выдвинутый тезис.
ВАЖНО! Каждая из указанных частей рассуждения начинается с нового абзаца.
6 слайд
Текст стр. 82 С2.2
Задание. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «Конёк» же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхгаузен» и «Муха-Цокотуха»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений, или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
7 слайд
С2.2. Пример сочинения-рассуждения
Зачем нужны сказки? Мне кажется, они нужны людям, чтобы верить в добро, счастье, справедливость. В Песков рассказывает нам о сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок».Это одна из любимых книг моего детства.
Эта сказка «забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться», помогает человеку жить , не даёт сердцу очерстветь. В сказке есть «вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками», я бы сказала, что со страниц этой книги льётся живая русская речь, которую сейчас нигде не услышишь. Я согласна с Песковым: сказка действительно очень лёгкая и интересная даже для взрослых. Много раз я слышала в их речи фразы из «Конька-Горбунка», ставшие крылатыми выражениями: «это службишка, не служба, служба всё, брат, впереди!» или «…средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак».
«Конёк-горбунок! близок людям по духу. Мы находим в этой сказке наши мысли и поступки, наши ошибки, надежды, то есть жизнь, а главное - начинаем верить в хорошее, в то, что и у нас, как в этой сказке, всё будет по справедливости.
Идёт время, меняется образ жизни, достигаются высокие результаты в науке и технике, но души людей остались такими же, как и сто , и двести лет назад. Мы переживаем те же чувства, эмоции, нас волнуют похожие проблемы, и именно поэтому «Конёк» всё также скачет с нами по жизни» и его можно по праву назвать «вечной книгой»!
8 слайд
Стр 25
Почему ребята вернулись за письмом солдата? Может быть, они подумали и обсудили между собой, что же на самом деле является реликвией?
По-моему мнению, не только лозунги «Умрём, а не отступим!» являются реликвией, а то «что грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил», что перекликалось с ними (предложение 59), что давало им надежду «раз пришло письмо – значит, он жив».
Рассказ Ю.Яковлева очень трогательный и поучительный. Не только те ребята, но и я поняла, что значит это короткое, простое письмо для тех, кто пережил войну, разлуку с близкими и их смерть.
Письмо про обычные житейские вещи стало общим, оно давало женщинам силы снова и снова впрягаться в плуг. А ребятам помогло понять что-то очень важное в жизни. Ведь «хлопнула калитка, послышались голоса» возвращавшихся за письмом ребят.
(120 слов)
9 слайд
Начать можно так:
фраза принадлежащая герою дискуссии и её комментарий
(«Знаки препинания только осложняют нам жизнь», - заявил Саша. Можно ли с этим мнением согласиться? Я думаю, нельзя, потому что…»);
согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора
(«Я согласен с мнением Миши, что без знаков препинания на письме не обойтись»);
вопрос («Зачем нужны знаки препинания?)
вопрос-ответ («Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны!»);
собственное высказывание («Знаки препинания выполняют несколько важных функций»
предложение, констатирующее актуальность темы («Сегодня особенно важны знания о …» или «Проблема является актуальной в наши дни)
10 слайд
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении
Вводные слова:
таким образом, итак, в заключение, как видим.
Синтаксические конструкции:
Итак, можно увидеть, что….;
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… . И др.
11 слайд
С2.1. Пример сочинения на лингвистическую тему
Зачем нужна орфография?
Я полностью согласен с мнением Ильи. Действительно, грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражению своих. А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии. Конечно, их очень много, и выучить все, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них.
В тексте М.Пришвина написание, например, слова «приходил» связано с двумя орфографическим правилами: 1) правописание приставок ПРЕ- ПРИ- и «) проверяемая гласная в корне. Согласно первому правилу, в значении «приближение, присоединение» в слове пишется приставка ПРИ- . Согласно второму правилу, для написания правильной буквы в корне надо поставить слабую гласную в сильную позицию: прихА/Одил - хОдит.
Нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать родной язык и самого себя.
12 слайд
С2.1. Пример сочинения на лингвистическую тему
Как наречия помогают понять душевное состояние бабы Настасьи?
В тексте Ю.Яковлева наречий, описывающих душевное состояние бабы Настасьи несколько: неуверенно (сказала), изумлённо (посмотрела), медленно (вернулась), тяжело (села). Наречия обозначают признак действия: села (как?) именно тяжело, вернулась (как?) именно медленно. Эти наречия подчёркивают неторопливость бабы Настасьи, её не суетливость, важность того, что переживает она в этот момент. Помогают точнее представить её действия , понять её душевное состояние.
Я согласна с утверждением А.С.Пушкина, что наречия «живописуют глагол», помогают выразительно и точно описать действие.
( 75 слов)
13 слайд
Желаю успеха всем выпускникам 9-х классов!
Татьяна Бальжановна.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Старченко Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.