Инфоурок Другое ПрезентацииАрхаизмы и историзмы в русском языке

Архаизмы и историзмы в русском языке

Скачать материал
Скачать материал "Архаизмы и историзмы в русском языке"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Исследовательская  работа на тему: «Архаизмы и историзмы в русском языке»....

    1 слайд

    Исследовательская работа на тему: «Архаизмы и историзмы в русском языке».
    МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа № 2»
     

    Выполнила ученица 9 «Б» класса
    Айвазова Эльвира.
    Проверила Сумбулова Т. Н.,
    учитель русского языка и литературы.
     

  • Эпиграфы.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это дост...

    2 слайд

    Эпиграфы.
    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
     
    И. С. Тургенев
    "Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей"

    М. Горький
     
    Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
    А. В. Толстой

  • Гипотеза   Происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.

 

    3 слайд

    Гипотеза
    Происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.

     

  • Цель выяснить, как происходит архаизация слов; 
выявить  и объяснить движения...

    4 слайд

    Цель
    выяснить, как происходит архаизация слов;
    выявить и объяснить движения языка в процессе развития человечества;
    определить функции архаизмов и историзмов в текстах литературных произведений.

  • ЗАДАЧИВыбрать тематику творческого проекта.
Подобрать и систематизировать ма...

    5 слайд

    ЗАДАЧИ
    Выбрать тематику творческого проекта.
    Подобрать и систематизировать материал по данной теме.


  • ХОД РАБОТЫ.   Как известно, многие грамматические формы, с течением време...

    6 слайд

    ХОД РАБОТЫ.
    Как известно, многие грамматические формы, с течением времени исчезнувшие и замененные другими формами, тем не менее, остаются в языке в виде отдельных «реликтов». Они сохраняются в некоторых выражениях, фразеологических оборотах, наречных образованиях или же закрепляются как «немотивированные» (с точки зрения современного языка) отклонения от нормы, «исключения из правил». Изменение, развитие различных сторон языка происходит не сразу и не одновременно.

  • Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которы...

    7 слайд

    Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.

  • Архаизмы - это слова, которые перешли в пассивный запас в связи с тем, что у...

    8 слайд

    Архаизмы - это слова, которые перешли в пассивный запас в связи с тем, что у обозначаемых ими - и существующих по сей день - предметов, явлений, понятий появились другие названия. В зависимости от того, какой аспект слова устарел.
    В составе архаизмов можно выделить различные группы слов:
    Вояж (арх.) - путешествие

  • Отличающиеся от современных синонимов особенностями в звучаниинеполногласные...

    9 слайд

    Отличающиеся от современных синонимов особенностями в звучании
    неполногласные сочетания звуков:
    младой – молодой; злато – золото;
    брег – берег; град – город; вран – ворон;
    глас – голос; нощь – ночь;
    пиит – поэт; пашпорт - паспорт;
    старец – старик; чтец – читатель;
    летун - летчик; оне - они
    Слова-архаизмы
    выя — шея, старец — старик, вояж — путешествие, чужестранец — иностранец, рачительный —заботливый, тщетный — напрасный, сей — этот.
    Архаично одно из значений слова
    глагол—слово,
    рота — присяга.

  • Архаизмы, будучи старокнижными словами, придают речи торжественность и поэтич...

    10 слайд

    Архаизмы, будучи старокнижными словами, придают речи торжественность и поэтичность, и это более явственно ощущается, когда архаизм сравнивается с нейтральным словом; например, вежды и глаза, глава и голова, вешний и весенний, грядет и идет и т. п.

  • Лексические и семантические историзмы бывают разного возраста и разной употр...

    11 слайд


    Лексические и семантические историзмы бывают разного возраста и разной употребительности; например, историзмы вено, насад значительно древнее историзмов губерния, околоток, клипер и тем более буржуйка, чон. Историзмы занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.

    Среди архаизмов особо выделяются историзмы — слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений (бурса, кафтан, посадник). Историзмы встречаются в основном в текстах о прошлом (как в научных, так и в художественных).

  • Историзмы и архаизмы являются специфическими средствами лексической изобразит...

    12 слайд

    Историзмы и архаизмы являются специфическими средствами лексической изобразительности.
    В поэтической, общелитературной, обиходно-разговорной речи вполне допустимы, а в ряде случаев даже и необходимы устаревшие слова, способные повысить ее выразительность, придать описанию прошлого черты исторической достоверности.


  • Лучшие русские писатели с изумительным мастерством и тактом использовали арха...

    13 слайд

    Лучшие русские писатели с изумительным мастерством и тактом использовали архаические слова в целях воссоздания характера языка изображаемой эпохи, показа ее колорита. Читая их произведения, мы имеем наглядный пример того, как происходит устаревание слов, что даёт нам чёткое представление о том, как совершенствуется и «приспосабливается» к новым условиям существования наш язык, как он живёт и развивается вместе с нами.

  • И поэтому нет ничего удивительного в том, что когда-то регулярные, вполне зак...

    14 слайд

    И поэтому нет ничего удивительного в том, что когда-то регулярные, вполне закономерные для предыдущих эпох развития языка грамматические формы, вытесненные затем другими, не исчезают все же полностью и бесследно. Например, ряд древних форм имен существительных и прилагательных закрепляется в значении наречий. Отдельные наречные образования, возникшие первоначально из падежной формы, могут остаться в своем первоначальном виде, в то время как эта падежная форма в системе склонения уже изменится. Это обусловливается характером наречий, тем, что, утрачивая значение предметности, они в той или иной степени «отрываются» от исходных имен существительных. Переставая восприниматься как соответствующие «формы склонения», они не приобретают и новых падежных флексий.

  • Грамматические аномалии языка - это почти всегда «осколки» каких-то былых за...

    15 слайд

    Грамматические аномалии языка - это почти всегда «осколки» каких-то былых закономерностей его системы.
    Среди тех форм, которые извлекаются из современного литературного языка в качестве «реликтовых», резко выделяются две совершенно различные группы. Во-первых, это слова (чаще всего неизменяемые) современного русского языка, морфологическая структура которых в «застывшей», «окаменевшей» форме отражает внешние показатели тех или иных действовавших прежде в языке закономерностей изменения слов (склонения, спряжения и т. д.). С точки зрения современного языка необъяснима, например, структура такого наречия, как поделом - «заслуженно, справедливо, так и надо». Для говорящего в этом слове совершенно отчетливо выделяется корень дел- и префикс по-, но «окончание» -ом оказывается здесь непонятным и немотивированным. Между тем, это действительно бывшее падежное окончание - флексия дательного падежа множественного числа, случайно сохранившаяся в данном наречном образовании. Таким образом, «буквальный перевод» этого выражения был бы «по делам», как мы говорим «по заслугам», «по труду» и т. п.

  • Вторую группу составляют грамматические архаизмы в полном смысле этого слова...

    16 слайд

    Вторую группу составляют грамматические архаизмы в полном смысле этого слова. Это формы слов, не входящие в систему современного языка, сохранившиеся только в определенных устойчивых выражениях. Эти выражения всегда имеют цитатный, характер, поэтому они никогда не являются стилистически нейтральными. Закрепленные в них грамматические архаизмы воспринимаются как элементы иной системы языка, они резко отделены от всей совокупности существующих в языке продуктивных и непродуктивных форм. Например, до сих пор в языке бытует выражение «притча во языцех», определяемое в «Толковом словаре» под ред. Д. Н. Ушакова как «предмет общих разговоров, то, о чем все говорят, сенсация» с пометой «церковнославянское, разговорное, шутливое». Форма языцех необъяснима с точки зрения современных типов склонения. Это застывшая форма старого местного падежа множественного числа, сохранившаяся благодаря устойчивости, идиоматичности всего выражения. Невозможность ее замены соответствующей современной формой (языках) определяется специфическим значением словосочетания в целом, «архаичностью» входящих в него слов.

  • Некоторые устаревшие слова могут впоследствии снова возвращаться к жизни. Исч...

    17 слайд

    Некоторые устаревшие слова могут впоследствии снова возвращаться к жизни. Исчезнувшие из языка грамматические формы, подобно «ископаемым» животным, к жизни не возвращаются. Они оставляют какие-то окаменевшие отпечатки, остаются в виде отдельных мертвых реликтов или косвенно продолжают свое существование в других, получивших иное место в системе языка, формах.

  • Творческая работа.Толкование фразеологизма «СТОЯТЬ У КОРМИЛА»: «кормило» - ме...

    18 слайд

    Творческая работа.
    Толкование фразеологизма «СТОЯТЬ У КОРМИЛА»: «кормило» - метадюрическое значение «власть»; стоять у кормила – быть у власти, управлять.

    Дословное толкование
    Истинное значение фразеологизма

  • ...

    19 слайд


























































































    ВЫВОД.
    Особенностью словарного состава языка является его большая (сравнительно с грамматическим строем и фонетикой) историческая подвижность. Она проявляется прежде всего в постоянном обогащении языка новыми словами и их значениями, а также в снижении употребительности и устаревании слов и их значений. Историческая подвижность словарного состава наглядно проявляется в том, что в любом состоянии языка можно обнаружить архаизмы, историзмы и неологизмы.
    С помощью углублённого анализа мы выяснили, каким образом происходит архаизация слов и определили функции архаизмов и историзмов в текстах литературных произведений, как средство стилизации и выразительности речи.
     

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1.А. И. Ревякин
О СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РОЛИ АРХАИЗМОВ
(В...

    20 слайд

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
    1.А. И. Ревякин
    О СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РОЛИ АРХАИЗМОВ
    (Вопросы филологии. - М., 1969. - С. 398-406);
    2.Академик РАН Дмитрий Шмелев
    «Архаичные формы в современном русском языке»;
    3. «Толковый словарь» под ред. Д. Н. Ушакова.

  • Благодарю за внимание!

    21 слайд

    Благодарю за внимание!

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 215 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.12.2020 1264
    • PPTX 1.9 мбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Болдырева Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77118
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек