X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Знаки препинания в предложениях с чужой речью

Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два спосо...
Рассмотрим первый способ передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай №...
Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай №...
Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай №...
Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай №...
Рассмотрим второй способ передачи чужой речи. С помощью косвенной речи Случай...
Сделаем выводы. Чужая речь оформляется двумя способами: С помощью прямой речи...
Диалог – разговор двух или нескольких лиц, слова этих действующих лиц называю...
Цитаты. (Смотри здесь).
Выполни задания: Оформи данные авторские афоризмы, используя все способы выра...
Класс
Автор

Знаки препинания в предложениях с чужой речью

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова автора мы будем обозначать [А] или [а] (в зависимости от того, где они находятся); Прямую речь [П].

2 слайд

Рассмотрим первый способ передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай №1: слова автора стоят перед прямой речью [А]: «[ П ]». (в данном случае, как видно из схемы, слова автора пишутся с большой буквы, потом ставится двоеточие, прямая речь тоже пишется с большой буквы и заключается в кавычки) Анри Амьель говорил: «Всякая жизнь творит собственную судьбу».

3 слайд

Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай № 2: слова автора стоят после прямой речи «[П]», ? ! - [ а ]. (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь заключается в кавычки, затем идёт один из трёх знаков препинания: либо запятая, либо восклицательный знак, либо вопросительный, затем тире, а уже потом слова автора с маленькой буквы.) «Жизнь – это миг. Её нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на чистовик», - говорил А. П. Чехов.

4 слайд

Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай № 3: слова автора разрывают прямую речь. Первая часть прямой речи заканчивается запятой и тире. Продолжение прямой речи начинается с маленькой буквы. «[П], - [а], - [п]». (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь начинается с кавычек и прописной буквы, слова автора выделяются с двух сторон запятыми и тире, пишутся с маленькой буквы. Продолжение прямой речи начинается опять таки с маленькой буквы и только здесь кавычки закрываются) «Бояться надо не смерти, - писал Бертольд Брехт, - а пустой жизни». «На день, - говорил Максим Горький, - надо смотреть как на маленькую жизнь». Думаю понятно, что писал Бертольд Брехт, говорил Максим Горький, – это слова автора, а вот, что они говорили и что писали, – это прямая речь.

5 слайд

Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай № 4: слова автора разрывают прямую речь. Первая часть прямой речи заканчивается точкой, восклицательным либо вопросительным знаками и тире. Продолжение прямой речи начинается с большой буквы. «[П]. !? - [а]. - [П]». (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь начинается с кавычек и прописной буквы, слова автора выделяются с одной стороны либо точкой, либо восклицательным знаком, либо вопросительным и тире; с другой стороны слова автора выделяются точкой и тире. Поэтому продолжение прямой речи начинается с прописной буквы и только здесь кавычки закрываются) «Помни! – гласят папирусы Древнего Египта. – Только эта жизнь имеет цену». «В чём смысл жизни? – спрашивал Аристотель. – Служить другим и делать добро». Думаю понятно, что гласят папирусы Древнего Египта, спрашивал Аристотель, – это слова автора, а вот, что они гласят и что он говорит, – это прямая речь.

6 слайд

Рассмотрим второй способ передачи чужой речи. С помощью косвенной речи Случай №1 (и единственный): косвенная речь оформляется без кавычек и пишется с маленькой буквы после союзов что, чтобы, как (очевидно, что перед данными союзами, мы ставим запятую). [ А ], что; чтобы; как [ косвен. речь ]. Предположим, нам дана задача: переделать данную прямую речь в косвенную: Саша попросил: «Мамуленька, пожалуйста, отпусти хоть на полчасика погулять». Это же предложение с косвенной речью будет выглядеть следующим образом: Саша попросил, чтобы мама отпустила его на полчасика погулять. Понятно, что Саша попросил, - это слова автора, а всё, что находится после союза чтобы, - это косвенная речь.

7 слайд

Сделаем выводы. Чужая речь оформляется двумя способами: С помощью прямой речи: [А]: «[ П ]». «[П]», ? ! - [ а ]. «[П], - [а], - [п]». (разрывается словами автора). «[П]. !? - [а]. - [П]». (разрывается словами автора). С помощью косвенной речи: [ А ], что; чтобы; как [ косвен. речь ]. (без кавычек, с маленькой буквы, после соответствующих союзов).

8 слайд

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, слова этих действующих лиц называются репликами. Каждая новая реплика начинается С красной строки и тире; Не заключается в кавычки. - [ П ], - а. - [ П ]? – а. - [ П ]! – а. Пример: Саша вдруг посмотрел на Сергея и сказал: Друг, пошли, я покажу тебе моё секретное место. Да ну тебя, всё у него какие – то секреты, - иронично ответил Сергей. Как хочешь! А не пожалеешь потом? – таинственно проговорил Сашка.

9 слайд

Цитаты. (Смотри здесь).

10 слайд

Выполни задания: Оформи данные авторские афоризмы, используя все способы выражения чужой речи (4 – ре с помощью прямой и один с помощью косвенной): Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить ей надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… (Н. А. Островский). Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей. Эзоп. Самое важное чаще всего невесомо. (З, С)десь как(будто) всего важнее улы..ка. Часто улы..ка и есть главное. Улы..кой бл..год..рят. Есть улы..ка, ради которой пойдёш(?) на смерть. (Антуан де Сент – Экзюпери). 2. Придумай диалог на одну из тем «Зачем нужны знаки препинания в русском языке» или «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят».