Инфоурок Другое ПрезентацииЗнаки препинания в предложениях с чужой речью

Знаки препинания в предложениях с чужой речью

Скачать материал
Скачать материал "Знаки препинания в предложениях с чужой речью"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Знаки препинания в предложениях
с чужой речью.

!Запомни!
Существует два спос...

    1 слайд

    Знаки препинания в предложениях
    с чужой речью.

    !Запомни!
    Существует два способа передачи чужой речи:

    С помощью прямой речи;

    С помощью косвенной речи.
    Слова автора мы будем обозначать [А] или [а] (в зависимости от того, где они находятся);
    Прямую речь [П].



  • Рассмотрим первый способ передачи чужой речи.
С помощью прямой речи.
Случай №...

    2 слайд

    Рассмотрим первый способ передачи чужой речи.
    С помощью прямой речи.
    Случай №1: слова автора стоят перед прямой речью
    [А]: «[ П ]».
    (в данном случае, как видно из схемы, слова автора пишутся с большой буквы, потом ставится двоеточие, прямая речь тоже пишется с большой буквы и заключается в кавычки)
    Анри Амьель говорил: «Всякая жизнь творит собственную судьбу».


  • Рассмотрим первый случай передачи чужой речи.
С помощью прямой речи.
Случай №...

    3 слайд

    Рассмотрим первый случай передачи чужой речи.
    С помощью прямой речи.
    Случай № 2: слова автора стоят после прямой речи
    «[П]», ? ! - [ а ].
    (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь заключается в кавычки, затем идёт один из трёх знаков препинания: либо запятая, либо восклицательный знак, либо вопросительный, затем тире, а уже потом слова автора с маленькой буквы.)
    «Жизнь – это миг. Её нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на чистовик», - говорил А. П. Чехов.


  • Рассмотрим первый случай передачи чужой речи.
С помощью прямой речи.
Случай №...

    4 слайд

    Рассмотрим первый случай передачи чужой речи.
    С помощью прямой речи.
    Случай № 3: слова автора разрывают прямую речь. Первая часть прямой речи заканчивается запятой и тире. Продолжение прямой речи начинается с маленькой буквы.
    «[П], - [а], - [п]».
    (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь начинается с кавычек и прописной буквы, слова автора выделяются с двух сторон запятыми и тире, пишутся с маленькой буквы. Продолжение прямой речи начинается опять таки с маленькой буквы и только здесь кавычки закрываются)
    «Бояться надо не смерти, - писал Бертольд Брехт, - а пустой жизни».
    «На день, - говорил Максим Горький, - надо смотреть как на маленькую жизнь».
    Думаю понятно, что писал Бертольд Брехт, говорил Максим Горький, – это слова автора, а вот, что они говорили и что писали, – это прямая речь.



  • Рассмотрим первый случай передачи чужой речи.
С помощью прямой речи.
Случай №...

    5 слайд

    Рассмотрим первый случай передачи чужой речи.
    С помощью прямой речи.
    Случай № 4: слова автора разрывают прямую речь. Первая часть прямой речи заканчивается точкой, восклицательным либо вопросительным знаками и тире. Продолжение прямой речи начинается с большой буквы.
    «[П]. !? - [а]. - [П]».
    (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь начинается с кавычек и прописной буквы, слова автора выделяются с одной стороны либо точкой, либо восклицательным знаком, либо вопросительным и тире; с другой стороны слова автора выделяются точкой и тире. Поэтому продолжение прямой речи начинается с прописной буквы и только здесь кавычки закрываются)
    «Помни! – гласят папирусы Древнего Египта. – Только эта жизнь имеет цену».
    «В чём смысл жизни? – спрашивал Аристотель. – Служить другим и делать добро».
    Думаю понятно, что гласят папирусы Древнего Египта, спрашивал Аристотель, – это слова автора, а вот, что они гласят и что он говорит, – это прямая речь.



  • Рассмотрим второй способ передачи чужой речи.
С помощью косвенной речи
Случай...

    6 слайд

    Рассмотрим второй способ передачи чужой речи.
    С помощью косвенной речи
    Случай №1 (и единственный): косвенная речь оформляется без кавычек и пишется с маленькой буквы после союзов что, чтобы, как (очевидно, что перед данными союзами, мы ставим запятую).
    [ А ], что; чтобы; как [ косвен. речь ].
    Предположим, нам дана задача: переделать данную прямую речь в косвенную:
    Саша попросил: «Мамуленька, пожалуйста, отпусти хоть на полчасика погулять».
    Это же предложение с косвенной речью будет выглядеть следующим образом:
    Саша попросил, чтобы мама отпустила его на полчасика погулять.
    Понятно, что Саша попросил, - это слова автора, а всё, что находится после союза чтобы, - это косвенная речь.


  • Сделаем выводы.
Чужая речь оформляется двумя способами:
С помощью прямой речи...

    7 слайд

    Сделаем выводы.
    Чужая речь оформляется двумя способами:
    С помощью прямой речи:
    [А]: «[ П ]».
    «[П]», ? ! - [ а ].
    «[П], - [а], - [п]». (разрывается словами автора).
    «[П]. !? - [а]. - [П]». (разрывается словами автора).
    С помощью косвенной речи:
    [ А ], что; чтобы; как [ косвен. речь ]. (без кавычек, с маленькой буквы, после соответствующих союзов).

  • Диалог – разговор двух или нескольких лиц, слова этих действующих лиц называю...

    8 слайд

    Диалог – разговор двух или нескольких лиц, слова этих действующих лиц называются репликами.
    Каждая новая реплика начинается
    С красной строки и тире;
    Не заключается в кавычки.
    - [ П ], - а.
    - [ П ]? – а.
    - [ П ]! – а.
    Пример:
    Саша вдруг посмотрел на Сергея и сказал:
    Друг, пошли, я покажу тебе моё секретное место.
    Да ну тебя, всё у него какие – то секреты, - иронично ответил Сергей.
    Как хочешь! А не пожалеешь потом? – таинственно проговорил Сашка.

  • 



Цитаты.
(Смотри здесь).

    9 слайд





    Цитаты.
    (Смотри здесь).

  • Выполни задания:
Оформи данные авторские афоризмы, используя все способы выра...

    10 слайд

    Выполни задания:
    Оформи данные авторские афоризмы, используя все способы выражения чужой речи (4 – ре с помощью прямой и один с помощью косвенной):
    Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить ей надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… (Н. А. Островский).
    Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей. Эзоп.
    Самое важное чаще всего невесомо. (З, С)десь как(будто) всего важнее улы..ка. Часто улы..ка и есть главное. Улы..кой бл..год..рят. Есть улы..ка, ради которой пойдёш(?) на смерть. (Антуан де Сент – Экзюпери).
    2. Придумай диалог на одну из тем «Зачем нужны знаки препинания в русском языке» или «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят».

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 226 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.04.2020 339
    • PPTX 101.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шугаибова Рукият Ибрагимхалиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82311
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе