Инфоурок Другое ПрезентацииЛингвистические задачки

Лингвистические задачки

Скачать материал
Скачать материал "Лингвистические задачки"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лингвистические задачки.

    1 слайд

    Лингвистические задачки.

  • Следующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый взгляд...

    2 слайд

    Следующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый взгляд странным, парадоксальным.
    – Вы сейчас выходите?
    – Не выхожу, но выйду.
    Как можно объяснить такое использование форм глагольного вида?
    Не выхожу (несовершенный вид глагола) в приведен-
    ном диалоге означает ‘мне вообще-то не надо выходить’, ‘я
    не собираюсь выходить’. А выйду (совершенный вид) зна-
    чит ‘выйду на краткое время и вернусь назад’, то есть ‘сде-
    лаю так, чтобы вы смогли выйти’.

  • Отметьте все причастия от глагола зависеть:(А) зависящий; (Б) зависимый; (В)...

    3 слайд

    Отметьте все причастия от глагола зависеть:
    (А) зависящий; (Б) зависимый; (В) зависящий, зависимый;
    (Г) зависящий, зависевший; (Д) зависящий, зависимый, зависевший.
    Кратко поясните ваше решение.
    Глагол зависеть несовершенного вида, значит, от него можно образовать причастия и настоящего, и прошедшего времени. Действительное причастие настоящего времени — зависящий, а прошедшего — зависевший. Есть ли у этого глагола страдательные причастия? Нет и не может быть,
    потому что глагол непереходный. Это означает, что у него нет прямого дополнения, объекта, к которому могло бы относиться страдательное причастие.
    А что же такое зависимый? Это отглагольное прилагательное. Причём значение его примерно
    такое же, как у действительного причастия зависящий. Если бы зависимый было причастием,
    такой синонимии не могло бы быть (ср.: читающий и читаемый — совсем не одно и то же).
    Итак, у глагола зависеть два причастия: зависящий и зависевший, ответ (Г).

  • Какое сочетание знаков препинания не может встретиться в тексте, написанном б...

    4 слайд

    Какое сочетание знаков препинания не может встретиться в тексте, написанном без ошибок на
    русском языке?
    (А) .) (Б) .( (В) ., (Г) .; (Д) .:
    Кратко поясните ваше решение.
    Точка перед другим знаком препинания может
    встретиться, если перед знаком препинания стоит
    сокращение (ср.: стр., г., в.; до н.э.; Иванов А.А.,
    Петров Я.Я. и т.д.). А между точкой и открываю-
    щей скобкой (за которой начинается следующее
    слово или даже следующее предложение) по пра-
    вилам полагается ставить пробел. Ответ: (Б).

  • Один маленький мальчик захотел узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы...

    5 слайд

    Один маленький мальчик захотел узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы ъ, ы и ь.
    Мама посоветовала ему открыть словарь. Мальчик наугад открыл орфографический словарь (статей ъ, ы, ь в нем не было), но ему повезло –он смог получить ответ на свой вопрос. На какой
    букве открылся словарь?
    (А) т; (Б) б; (В) в; (Г) э; (Д) щ.
    Для того чтобы узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы Ъ, Ы и Ь, с которых не могут начинаться русские слова, надо найти слова, в которых они будут стоять после какой-нибудь другой буквы. Разумеется, чтобы на алфавитный
    порядок влияли именно Ъ, Ы и Ь, буква должна быть одна и та же. В словах, начинающихся на Щ и Т, не бывает Ъ, поскольку на эти буквы не начинаются приставки, а Ъ пишется только
    после приставок. На Б и Э приставки есть (без- и экс-), но нет слов, начинающихся на безь- и эксы- (на эксъ- и эксь-, впрочем, слов тоже нет, а вот на безы- есть: безыдейный, безыскусный и др.).
    Значит, словарь открылся на букве В. Действительно, в словаре можно найти слова въедли- вый, въезд, въезжать, въехать, въяве, много слов с приставкой вы-, а также слова вьетнамец, вьюга, вьюк, вьюн, вьюрок, вьюшка – именно в таком порядке. Итак, ответ: (В).
    Можно было бы открыть словарь и на букве П:
    там есть, например, слова подъехать, подъязычный, подыграть, подыскать, подытожить, подышать и подьячий.

  • В повести Валентина Катаева «Алмазный мойвенец» известные писатели выведены...

    6 слайд

    В повести Валентина Катаева «Алмазный мой
    венец» известные писатели выведены под вы-
    мышленными именами. Кто из писателей полу-
    чил имя Вьюн?
    (А) Павел Антокольский; (Б) Алексей Кручё-
    ных; (В) Владимир Маяковский; (Г) Юрий Оле-
    ша; (Д) сам Валентин Катаев.
    Кратко поясните ваше решение.
    Придумывая вымышленное имя для русского
    поэта-футуриста Алексея Кручёных, Валентин
    Катаев воспользовался его «говорящей» фамили-
    ей (действительно фамилией, не псевдонимом),
    заменив глагол крутиться, от которого она об-
    разована, на близкий по смыслу глагол виться.
    Так и получилось имя Вьюн. Ответ: (Б).

  • Какое слово образовано не так, как осталь-ные?(А) Темница; (Б) теплица; (В)...

    7 слайд

    Какое слово образовано не так, как осталь-
    ные?
    (А) Темница; (Б) теплица; (В) светлица;
    (Г) горница; (Д) кузница.
    Кратко поясните ваше решение.

    Все эти слова являются наименованиями по-
    мещений. Первые четыре слова образованы от
    прилагательных, обозначающих признак объек-
    та: тёмный, тёплый, светлый, горний (располо-
    женный высоко), – с помощью суффикса -иц(а).
    Слово же кузница образовано от существитель-
    ного с тем же значением кузня. Ответ: (Д).

  • В одном русском документе XVII века форматворительного падежа единственного...

    8 слайд

    В одном русском документе XVII века форма
    творительного падежа единственного числа сло-
    ва голова записана как галавою и головаю. На
    какой слог в этой форме падало ударение в гово-
    ре авторов этого документа?
    (А) На первый; (Б) на второй; (В) на третий;
    (Г) на четвертый; (Д) невозможно определить.
    Кратко поясните ваше решение.
    Как легко видеть, в документе, о котором идёт
    речь, отразилось аканье. А поскольку аканье –
    это произношение безударного [о] в виде звука,
    близкого к [а], ни первый, ни второй, ни третий
    слог рассматриваемой формы ударным быть не
    может. Тем самым, как это ни удивительно, уда-
    рение в ней падало на последний, четвёртый,
    слог: голово ю ´. Ответ: (Г).

  • Как правильно сказать: Мы читали сказкупро колобок или Мы читали сказку про...

    9 слайд

    Как правильно сказать: Мы читали сказку
    про колобок или Мы читали сказку про колобка?
    Колобок – изделие из теста. Значит, это не-
    одушевленное существительное? Тогда должно
    быть: Мы читали сказку про колобок. Но коло-
    бок в сказке путешествует, разговаривает – то
    есть ведет себя как живое существо; он не просто
    предмет, а главный персонаж. Поэтому лучше
    употребить это существительное как одушевлен-
    ное: Мы читали сказку про колобка.

  • Что такое москатель? В XIX веке в Россиибыли москательные лавки, в которых...

    10 слайд

    Что такое москатель? В XIX веке в России
    были москательные лавки, в которых продава-
    лись москательные товары…
    Москатeль – устаревшее совокупное на-
    звание ряда химических товаров: красок, масла,
    клея, соды и т.п.

  • Как можно понять фразу Маша хочет выйти замуж за спортсмена?Маша хочет выйти...

    11 слайд

    Как можно понять фразу Маша хочет выйти замуж за спортсмена?
    Маша хочет выйти замуж за спортсмена имеет по крайней мере два смысла: а) ‘Маша собирается выйти замуж за конкретного человека, который профессионально занимается спортом’ и б) ‘Тот,за кого Маша выйдет замуж, должен быть спортсменом’. Двусмысленность связана с тем, что су-
    ществительное в русском языке может иметь как
    конкретное, так и неконкретное употребление.

  • В списке действующих лиц комедии «Гореот ума» значится «старуха Хлестова, св...

    12 слайд

    В списке действующих лиц комедии «Горе
    от ума» значится «старуха Хлестова, свояченица
    Фамусова». Но сам Фамусов, представляя Хлес-
    тову гостям, говорит: «Моя невестушка» (т.е. не-
    вестка). Разве свояченица и невестка – это одно
    и то же?
    Нет, или Грибоедов, или его герой ошибаются.
    Свояченица – это сестра жены, а невестка – жена брата или сына (поэтому у невестки фамилия та же, что у брата или сына). У Хлестовой и Фамусова фамилии разные; она – его свояченица.

  • Столяр и слесарь – распространенные рабо-чие профессии. А чем они различаютс...

    13 слайд

    Столяр и слесарь – распространенные рабо-
    чие профессии. А чем они различаются для линг-
    виста?
    У слова столяр есть мотивировка: это зна-
    чит, нам понятно, как данное слово возникло
    (первоначально столяр – ‘тот, кто делает сто-
    лы’). А у слова слесарь мотивировка затемнена,
    мы не знаем, как это слово появилось на свет.
    Только специальные разыскания подскажут,
    что слесарь – от нем. der Schlosser, т.е. буквально
    ‘тот, кто делает замки’.

  • Какое отношение перлы красноречия (илиостроумия) имеют к бисеру, который не...

    14 слайд

    Какое отношение перлы красноречия (или
    остроумия) имеют к бисеру, который не следует
    метать перед свиньями?
    В первом выражении говорится об искус-
    ной, изящной речи, во втором – о бесполезности
    объяснять что-то тому, кто не сможет этого по-
    нять и оценить. Слово перл (чаще употребляет-
    ся во множественном числе) – от французского
    perle ‘жемчуг’. Слово бисер в церковнославян-
    ском языке означало то же самое: жемчуг (Не
    мечите бисера перед свиньями – выражение из
    Библии). Так что перл и бисер – в принципе одно
    и то же.

  • Прилагательные безмозглый и промозг-лый – одного корня?Слово безмозглый знач...

    15 слайд

    Прилагательные безмозглый и промозг-
    лый – одного корня?
    Слово безмозглый значит ‘глупый, забыв-
    чивый’, букв. ‘без мозга’. А промозглый восходит
    к старому русскому слову мзга со значением ‘не-
    погода, гниль, мокрота, трухлявость’ (оно есть,
    например, в словаре Даля). Получается, что и в
    безмозглый, и в промозглый – корень мозг, толь-
    ко это разные (омонимичные) корни.

  • Решите анаграммы, в которыхзашифрованы понятия из области русского язы-ка...

    16 слайд


    Решите анаграммы, в которых
    зашифрованы понятия из области русского язы-
    ка и литературы, и запишите их на свободных
    строках.
    Время на выполнение – 3 минуты.
    1. САНЯБ ______________________________
    2. ИНЕДУРАЕ ___________________________
    3. ЕЧИАНРЕ ___________________________
    4. РИЯОНИ _____________________________
    5 ЕГОНЛОМЗИ __________________________
    Выпишите первые буквы полученных слов в
    том порядке, в котором они расположены, и Вы
    получите новое слово, обозначающее фамилию
    русского писателя. __________________________
    басня Бунин
    ударение
    наречие
    ирония
    неологизм

  • Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки....

    17 слайд

    Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Связи могут прослеживаться
    либо по строчкам, либо по столбцам, либо по столбцам и строчкам. Время выполнения задания – 3 мин.
    Герасим
    ≪Майская
    ночь или
    утопленница≫
    Левко

  • Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки....

    18 слайд

    Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Связи могут прослеживаться
    либо по строчкам, либо по столбцам, либо по столбцам и строчкам. Время выполнения задания – 3 мин.

  • Найдите главные члены предложения в примере из разговорной речи: У него этого...

    19 слайд

    Найдите главные члены предложения в примере из разговорной речи: У него этого добра – выше крыши.
    Согласно определениям традиционной грам-
    матики, в предложении У него этого добра – выше крыши подлежащего нет (предложение односоставное), а сказуемое выражено фразеологическим (устойчивым) сочетанием выше крыши.

  • В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теле-нок» упоминается пишущая машинк...

    20 слайд

    В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теле-
    нок» упоминается пишущая машинка «Адлер», кото-
    рая печатала «с турецким акцентом». Какой буквы на
    клавиатуре должно было не хватать, чтобы у письмен-
    ного русского текста появился «турецкий акцент»?
    В клавиатуре пишущей машинки отсутство-
    вала буква е, вместо нее приходилось печатать «э оборотное», и предшествующие этой букве согласные приобретали не свойственную им твердость, например: отпуститэ в крэдит, за счэт правлэния и т.п.

  • Согласно древнему преданию, один полко-водец направил соседнему народу посла...

    21 слайд

    Согласно древнему преданию, один полко-
    водец направил соседнему народу послание, в
    котором предупреждал, что если он завоюет их
    государство, то всех жителей перебьет. Те отве-
    тили одним словом. Каким? (Подсказка содер-
    жится в тексте послания полководца.)
    Если. Так спартанцы ответили македонско-
    му царю.

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 855 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.03.2020 295
    • PPTX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смороднова Полина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смороднова Полина Сергеевна
    Смороднова Полина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88398
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 54 регионов

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 114 человек из 52 регионов