Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лингвистические задачки.
2 слайд
Следующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый взгляд странным, парадоксальным.
– Вы сейчас выходите?
– Не выхожу, но выйду.
Как можно объяснить такое использование форм глагольного вида?
Не выхожу (несовершенный вид глагола) в приведен-
ном диалоге означает ‘мне вообще-то не надо выходить’, ‘я
не собираюсь выходить’. А выйду (совершенный вид) зна-
чит ‘выйду на краткое время и вернусь назад’, то есть ‘сде-
лаю так, чтобы вы смогли выйти’.
3 слайд
Отметьте все причастия от глагола зависеть:
(А) зависящий; (Б) зависимый; (В) зависящий, зависимый;
(Г) зависящий, зависевший; (Д) зависящий, зависимый, зависевший.
Кратко поясните ваше решение.
Глагол зависеть несовершенного вида, значит, от него можно образовать причастия и настоящего, и прошедшего времени. Действительное причастие настоящего времени — зависящий, а прошедшего — зависевший. Есть ли у этого глагола страдательные причастия? Нет и не может быть,
потому что глагол непереходный. Это означает, что у него нет прямого дополнения, объекта, к которому могло бы относиться страдательное причастие.
А что же такое зависимый? Это отглагольное прилагательное. Причём значение его примерно
такое же, как у действительного причастия зависящий. Если бы зависимый было причастием,
такой синонимии не могло бы быть (ср.: читающий и читаемый — совсем не одно и то же).
Итак, у глагола зависеть два причастия: зависящий и зависевший, ответ (Г).
4 слайд
Какое сочетание знаков препинания не может встретиться в тексте, написанном без ошибок на
русском языке?
(А) .) (Б) .( (В) ., (Г) .; (Д) .:
Кратко поясните ваше решение.
Точка перед другим знаком препинания может
встретиться, если перед знаком препинания стоит
сокращение (ср.: стр., г., в.; до н.э.; Иванов А.А.,
Петров Я.Я. и т.д.). А между точкой и открываю-
щей скобкой (за которой начинается следующее
слово или даже следующее предложение) по пра-
вилам полагается ставить пробел. Ответ: (Б).
5 слайд
Один маленький мальчик захотел узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы ъ, ы и ь.
Мама посоветовала ему открыть словарь. Мальчик наугад открыл орфографический словарь (статей ъ, ы, ь в нем не было), но ему повезло –он смог получить ответ на свой вопрос. На какой
букве открылся словарь?
(А) т; (Б) б; (В) в; (Г) э; (Д) щ.
Для того чтобы узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы Ъ, Ы и Ь, с которых не могут начинаться русские слова, надо найти слова, в которых они будут стоять после какой-нибудь другой буквы. Разумеется, чтобы на алфавитный
порядок влияли именно Ъ, Ы и Ь, буква должна быть одна и та же. В словах, начинающихся на Щ и Т, не бывает Ъ, поскольку на эти буквы не начинаются приставки, а Ъ пишется только
после приставок. На Б и Э приставки есть (без- и экс-), но нет слов, начинающихся на безь- и эксы- (на эксъ- и эксь-, впрочем, слов тоже нет, а вот на безы- есть: безыдейный, безыскусный и др.).
Значит, словарь открылся на букве В. Действительно, в словаре можно найти слова въедли- вый, въезд, въезжать, въехать, въяве, много слов с приставкой вы-, а также слова вьетнамец, вьюга, вьюк, вьюн, вьюрок, вьюшка – именно в таком порядке. Итак, ответ: (В).
Можно было бы открыть словарь и на букве П:
там есть, например, слова подъехать, подъязычный, подыграть, подыскать, подытожить, подышать и подьячий.
6 слайд
В повести Валентина Катаева «Алмазный мой
венец» известные писатели выведены под вы-
мышленными именами. Кто из писателей полу-
чил имя Вьюн?
(А) Павел Антокольский; (Б) Алексей Кручё-
ных; (В) Владимир Маяковский; (Г) Юрий Оле-
ша; (Д) сам Валентин Катаев.
Кратко поясните ваше решение.
Придумывая вымышленное имя для русского
поэта-футуриста Алексея Кручёных, Валентин
Катаев воспользовался его «говорящей» фамили-
ей (действительно фамилией, не псевдонимом),
заменив глагол крутиться, от которого она об-
разована, на близкий по смыслу глагол виться.
Так и получилось имя Вьюн. Ответ: (Б).
7 слайд
Какое слово образовано не так, как осталь-
ные?
(А) Темница; (Б) теплица; (В) светлица;
(Г) горница; (Д) кузница.
Кратко поясните ваше решение.
Все эти слова являются наименованиями по-
мещений. Первые четыре слова образованы от
прилагательных, обозначающих признак объек-
та: тёмный, тёплый, светлый, горний (располо-
женный высоко), – с помощью суффикса -иц(а).
Слово же кузница образовано от существитель-
ного с тем же значением кузня. Ответ: (Д).
8 слайд
В одном русском документе XVII века форма
творительного падежа единственного числа сло-
ва голова записана как галавою и головаю. На
какой слог в этой форме падало ударение в гово-
ре авторов этого документа?
(А) На первый; (Б) на второй; (В) на третий;
(Г) на четвертый; (Д) невозможно определить.
Кратко поясните ваше решение.
Как легко видеть, в документе, о котором идёт
речь, отразилось аканье. А поскольку аканье –
это произношение безударного [о] в виде звука,
близкого к [а], ни первый, ни второй, ни третий
слог рассматриваемой формы ударным быть не
может. Тем самым, как это ни удивительно, уда-
рение в ней падало на последний, четвёртый,
слог: голово ю ´. Ответ: (Г).
9 слайд
Как правильно сказать: Мы читали сказку
про колобок или Мы читали сказку про колобка?
Колобок – изделие из теста. Значит, это не-
одушевленное существительное? Тогда должно
быть: Мы читали сказку про колобок. Но коло-
бок в сказке путешествует, разговаривает – то
есть ведет себя как живое существо; он не просто
предмет, а главный персонаж. Поэтому лучше
употребить это существительное как одушевлен-
ное: Мы читали сказку про колобка.
10 слайд
Что такое москатель? В XIX веке в России
были москательные лавки, в которых продава-
лись москательные товары…
Москатeль – устаревшее совокупное на-
звание ряда химических товаров: красок, масла,
клея, соды и т.п.
11 слайд
Как можно понять фразу Маша хочет выйти замуж за спортсмена?
Маша хочет выйти замуж за спортсмена имеет по крайней мере два смысла: а) ‘Маша собирается выйти замуж за конкретного человека, который профессионально занимается спортом’ и б) ‘Тот,за кого Маша выйдет замуж, должен быть спортсменом’. Двусмысленность связана с тем, что су-
ществительное в русском языке может иметь как
конкретное, так и неконкретное употребление.
12 слайд
В списке действующих лиц комедии «Горе
от ума» значится «старуха Хлестова, свояченица
Фамусова». Но сам Фамусов, представляя Хлес-
тову гостям, говорит: «Моя невестушка» (т.е. не-
вестка). Разве свояченица и невестка – это одно
и то же?
Нет, или Грибоедов, или его герой ошибаются.
Свояченица – это сестра жены, а невестка – жена брата или сына (поэтому у невестки фамилия та же, что у брата или сына). У Хлестовой и Фамусова фамилии разные; она – его свояченица.
13 слайд
Столяр и слесарь – распространенные рабо-
чие профессии. А чем они различаются для линг-
виста?
У слова столяр есть мотивировка: это зна-
чит, нам понятно, как данное слово возникло
(первоначально столяр – ‘тот, кто делает сто-
лы’). А у слова слесарь мотивировка затемнена,
мы не знаем, как это слово появилось на свет.
Только специальные разыскания подскажут,
что слесарь – от нем. der Schlosser, т.е. буквально
‘тот, кто делает замки’.
14 слайд
Какое отношение перлы красноречия (или
остроумия) имеют к бисеру, который не следует
метать перед свиньями?
В первом выражении говорится об искус-
ной, изящной речи, во втором – о бесполезности
объяснять что-то тому, кто не сможет этого по-
нять и оценить. Слово перл (чаще употребляет-
ся во множественном числе) – от французского
perle ‘жемчуг’. Слово бисер в церковнославян-
ском языке означало то же самое: жемчуг (Не
мечите бисера перед свиньями – выражение из
Библии). Так что перл и бисер – в принципе одно
и то же.
15 слайд
Прилагательные безмозглый и промозг-
лый – одного корня?
Слово безмозглый значит ‘глупый, забыв-
чивый’, букв. ‘без мозга’. А промозглый восходит
к старому русскому слову мзга со значением ‘не-
погода, гниль, мокрота, трухлявость’ (оно есть,
например, в словаре Даля). Получается, что и в
безмозглый, и в промозглый – корень мозг, толь-
ко это разные (омонимичные) корни.
16 слайд
Решите анаграммы, в которых
зашифрованы понятия из области русского язы-
ка и литературы, и запишите их на свободных
строках.
Время на выполнение – 3 минуты.
1. САНЯБ ______________________________
2. ИНЕДУРАЕ ___________________________
3. ЕЧИАНРЕ ___________________________
4. РИЯОНИ _____________________________
5 ЕГОНЛОМЗИ __________________________
Выпишите первые буквы полученных слов в
том порядке, в котором они расположены, и Вы
получите новое слово, обозначающее фамилию
русского писателя. __________________________
басня Бунин
ударение
наречие
ирония
неологизм
17 слайд
Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Связи могут прослеживаться
либо по строчкам, либо по столбцам, либо по столбцам и строчкам. Время выполнения задания – 3 мин.
Герасим
≪Майская
ночь или
утопленница≫
Левко
18 слайд
Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Связи могут прослеживаться
либо по строчкам, либо по столбцам, либо по столбцам и строчкам. Время выполнения задания – 3 мин.
19 слайд
Найдите главные члены предложения в примере из разговорной речи: У него этого добра – выше крыши.
Согласно определениям традиционной грам-
матики, в предложении У него этого добра – выше крыши подлежащего нет (предложение односоставное), а сказуемое выражено фразеологическим (устойчивым) сочетанием выше крыши.
20 слайд
В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теле-
нок» упоминается пишущая машинка «Адлер», кото-
рая печатала «с турецким акцентом». Какой буквы на
клавиатуре должно было не хватать, чтобы у письмен-
ного русского текста появился «турецкий акцент»?
В клавиатуре пишущей машинки отсутство-
вала буква е, вместо нее приходилось печатать «э оборотное», и предшествующие этой букве согласные приобретали не свойственную им твердость, например: отпуститэ в крэдит, за счэт правлэния и т.п.
21 слайд
Согласно древнему преданию, один полко-
водец направил соседнему народу послание, в
котором предупреждал, что если он завоюет их
государство, то всех жителей перебьет. Те отве-
тили одним словом. Каким? (Подсказка содер-
жится в тексте послания полководца.)
Если. Так спартанцы ответили македонско-
му царю.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 855 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Смороднова Полина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.