Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
А10.
Части речи. Анализ слова
2 слайд
Что следует знать
В задании А10 проверяются элементарные знания морфологии, то есть умение определять принадлежность слова к той или иной части речи.
В заданиях 2009 года чаще всего было необходимо указать причастия (полные, действительные, страдательные, краткие), местоимения, деепричастия. Поэтому и вспомним, как их опознать.
3 слайд
Причастие
Особая форма глагола (некоторые языковеды считают причастие самостоятельной частью речи), совмещающая в себе признаки глагола и прилагательного.
Выполняя это задание, нужно помнить, что причастие образуется от глагола по строго определенной модели
4 слайд
Образование причастий
Причастия настоящего времени
Действительное
I спр.: -ущ-(-ющ-)
II спр.: -ащ-(-ящ-)
Страдательное
I спр.: -ем-
II спр.: -им-
Причастия прошедшего времени
Действительное
-вш-
-ш-
Страдательное
-нн-
-енн- (-ённ-)
-т-
5 слайд
Рассмотрим предложение
Кремлевские стены с двух сторон были окружены водами Москвы-реки и Неглинки, а с третьей – рвом глубиной в несколько метров.
Докажем, что окружены – причастие. Оно образовано от глагола окружить. Основа неопределенной формы – окружи. Глагольный суффикс -и- при образовании страдательного причастия заменяется на суффикс причастия
-енн- (в полной форме) и -ен- (в краткой форме). Именно так и образовано это причастие. У кратких причастий нет окончаний.
6 слайд
Деепричастие
Глагольная форма (некоторые языковеды считают деепричастие самостоятельной частью речи), совмещающая признаки глагола и наречия, поэтому она является неизменяемой формой и не имеет окончания.
7 слайд
Образование деепричастий
Деепричастия несовершенного вида
-а
-я
читать – чита + -я = читая
Деепричастия совершенного вида
-в
-вши -ши
запереть – запер +
-ши = заперши
8 слайд
Рассмотрим предложение
С помощью рычагов ближайшую к башне часть моста поднимали на цепях вверх, закрывая ею ворота.
Здесь есть деепричастие закрывая (несовершенного вида). Это именно деепричастие, так как слово отвечает на вопрос как? что делая? Оно образовано от глагола закрывать с помощью суффикса -я-.
9 слайд
местоимение
Это часть речи, не называющая предмет, признак и количество, а указывающая на них. По значению и грамматическим признакам местоимения делятся на несколько разрядов.
10 слайд
местоимения
личные
Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
возвратное
Себя
вопросительные
Кто, что, какой, чей, который, каков, сколько
относительные
Кто, что, какой, чей, который, каков, сколько
неопределенные
Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто и др.
отрицательные
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего
притяжательные
Мой, твой, ваш, наш, свой; его, её, их
указательные
Тот, этот, такой, таков, столько
определительные
Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой
11 слайд
частица
В одном из вариантов ЕГЭ 2009года выпускникам необходимо было указать частицу.
Это служебная часть речи, включающая в себя слова, вносящие в предложение различные оттенки значения (неужели, даже, также, чтобы, -таки, лишь, вот, именно, почти, ли) и служащие (в некоторых случаях) для образования форм слов (бы, б). К частицам относятся и отрицательные не и ни.
12 слайд
Формообразующие частицы
Условное наклонение
бы, б
пришёл бы,
надела б
Повелительное наклонение
да, давай, пусть (пускай)
да здравствует, пусть поедет
13 слайд
Отрицательные частицы
не
Отрицатель-ное значение:
Не спеши с ответом
Положитель-ное значение:
Товарищ не мог не помочь мне
ни
Отрицатель-ное значение:
Ни с места!
Усиление отрицания:
Вокруг нет ни души
Обобщающее значение:
Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось
14 слайд
15 слайд
тесты
1. В каком предложении употреблено указательное местоимение?
A. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены.
Б. По берегам зеленый лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками.
B. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и ветлы.
Г. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
16 слайд
2. Укажите предложение, в котором есть частица.
A. Цветущие заросли южных холмов дымились тонкими испарениями.
Б. Расплавленный диск солнца стоял почти над самым лесом.
B. Небо казалось необъятной внутренностью огромного шара, наполненного хрустальной жидкостью.
Г. В темной зелени блестела роса, причудливые голоса звучали будто из-под земли.
17 слайд
3. Укажите правильную характеристику слова впервые из предложения:
Впервые я увидел молодых лосят в этой лощине неделю назад.
1) числительное
2) производный предлог
3) относительное прилагательное
4) наречие
18 слайд
4. В каком предложении есть прилагательное в простой превосходной степени?
A. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
Б. Величайшее богатство народа – его язык!
B. Как на крыльях, они перелетают из века в век, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.
Г. Ни в одной из форм языкового творчества народа с такой удивительной силой не проявляется его ум, национальная история, как в пословицах.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
19 слайд
5. В каком предложении есть наречия?
A. Его россыпи, бульканье, бубенцовые раскаты звучали чисто, торжественно.
Б. По просветленному лицу лесника казалось, что он готов пасть перед птахой на колени: так прекрасен был этот солист.
B. Колена не повторялись.
Г. Я не думал, что соловей может так заворожить.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
20 слайд
6. В каком предложении есть деепричастие?
A. А между ними я ненароком разглядел пугливого зайца, который суетился на протоптанном за буграми снега пятачке.
Б. Перелесок открывала ольха.
B. Ночью снег падал косо и задерживался в тихом березняке, нарастая буграми.
Г. Затем мне встретились березки.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
21 слайд
7. В каком предложении есть указательное местоимение?
A. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.
Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.
B. Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.
Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
22 слайд
8. В каком предложении есть действительное причастие?
A. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.
B. Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день.
Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружева травы, окрашенной росой.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
23 слайд
9. Укажите верную морфологическую характеристику слова покрыто из предложения:
Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.
1) причастие 3) прилагательное
2) наречие 4) деепричастие
24 слайд
10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова вращательное в предложении:
Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот.
1) прилагательное 3) причастие
2) глагол 4) деепричастие
25 слайд
11. Укажите верную морфологическую характеристику слова пока из предложения:
Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение.
1) частица 3) наречие
2) союз 4) предлог
26 слайд
12. Укажите правильную морфологическую характеристику слова застеклены из предложения:
В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены.
1) прилагательное
2) страдательное причастие
3) деепричастие
4) действительное причастие
27 слайд
Ответы :
3
Б
4
2
1
3
2
1
1
1
3
2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 116 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Якубова Регина Вагизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.