Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Федорова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №156 города Новосибирска
Интегрированный урок русского языка и литературы
«Комплексный анализ текста
И.А.Бунина «Роман горбуна»
2 слайд
Текст называется «Роман горбуна».
Предположите, о чем в нем может идти рассказ?
Сколько позиций героев задается в заголовке?
3 слайд
Роман горбуна
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
4 слайд
Из скольких частей состоит текст?
Какая часть «выбивается» из основного повествования?
Проанализируйте начало первого предложения первого абзаца и конец последнего предложения третьего абзаца.
Горбун получил анонимное любовное письмо…
…шла…горбунья.
Каким образом автору удается достичь эффекта обманутого ожидания?
5 слайд
Героиня
Какая же особа предстает перед нами?
6 слайд
Герой
В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели...
Какой эффект достигается использованием ряда глаголов в тексте?
Зачем в тексте два раза повторяется прилагательное тонкий?
7 слайд
Какие слова вызывают интонационный сбой?
Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.
Динамика исчезает, уступая место констатации факта. Время будто останавливается совсем.
Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа?
8 слайд
Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа?
В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.
9 слайд
Какими тревожными сочетаниями наполнено название рассказа?
РА, АР, ГР
С какими другими словами того же смыслового и звукового ряда оно приходит в сцепление?
ГОРБУН
ГОРДЫЙ
ДРОЖАЩИМИ
ГРОЗНО
ТРОСТЬ
СОДРОГНУЛСЯ
РОКОВОГО
ГОРБУНЬЯ
Лексическая вертикаль организует внутренне пространство текста
10 слайд
Какой глагол внешне совершенно не соответствует теме текста?
Содрогнулся
11 слайд
Где в любовном послании героини скрывается намек на то, что она горбунья?
При помощи каких средств автор выделяет эту конструкцию?
... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...
Какую функцию выполняет многоточие в данном предложении?
12 слайд
Какой смысл несет последнее предложение текста?
«Беспощаден кто-то к человеку!»
13 слайд
Вывод
Языковые средства всех уровней языка используются для создания художественного образа, помогают автору создать эффект обманутого ожидания.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 041 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ефремова Марина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.