Инфоурок Другое ПрезентацииРоль изобразительно-выразительных средств в тексте

Роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Скачать материал
Скачать материал "Роль изобразительно-выразительных средств в тексте"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РОЛЬизобразительно-выразительных средств языка в тексте          В помощь у...

    1 слайд

    РОЛЬ
    изобразительно-выразительных средств языка в тексте

    В помощь ученику при анализе текста
    Автор работы
    Торяник Я.А
    учитель русского языка и литературы
    МОУ СОШ с. Адо-Тымово
    Сахалинской области

  • Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оц...

    2 слайд

    Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

  • Выразительные средства языка прослеживаются на всех уровнях:фонетика 
лексик...

    3 слайд

    Выразительные средства
    языка прослеживаются на всех уровнях:
    фонетика
    лексика
    фразеология
    морфология
    словообразование
    синтаксис

  • Выразительные средства фонетикиассонанс 
аллитерация 
Придают речи особую наг...

    4 слайд

    Выразительные средства фонетики
    ассонанс
    аллитерация

    Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя

  • ПРИМЕР ассонанса и аллитерации И веют древними поверьями 
                 Ее...

    5 слайд

    ПРИМЕР ассонанса и аллитерации
    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка. (А.Блок)
    (Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.)
    Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
    (В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

  • Вывод:                                     звуки
И, Е, Ю – передают изобр...

    6 слайд

    Вывод:
    звуки
    И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости;
    А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь;
    Я – приятность, увеселение, нежность;
    О –звук восторга, огромного, темного, долгого
    У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль;
    Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;
    Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое;
    Н – нежное, небо, ночь;
    Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма
    М – милое, мягкое, мать, море

  • Выразительные  средства лексики и фразеологиисинонимы
антонимы
омонимы
фразео...

    7 слайд

    Выразительные средства лексики и фразеологии
    синонимы
    антонимы
    омонимы
    фразеологизмы
    стилистически окрашенная лексика
    лексика ограниченного употребления

  • синонимы Позволяют уточнять мысль и передавать       ее различные смысловые о...

    8 слайд

    синонимы
    Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки
    Более глубоко раскрывать тот или иной признак
    Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)

  • Антонимы Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.Богатство и бедность, стар...

    9 слайд

    Антонимы
    Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.
    Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие – это и было то, о чем говорится в сказках

  • омонимыИспользуются для усиления выразительности и экспрессии речи;
 Для созд...

    10 слайд

    омонимы
    Используются для усиления выразительности и экспрессии речи;
    Для создания выразительности комического характера
    1.Ты белых лебедей кормила,
    откинув тяжесть черных кос. (Брюсов)
    2. «Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.

  • фразеологизмыИспользование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и обр...

    11 слайд

    фразеологизмы
    Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;
    создать нужную стилистическую тональность;
    более ярко выразить отношение к сообщаемому,
    передать авторские чувства и оценки
    Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель.
    Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.

  • Стилистически окрашенная лексика Придает тексту возвышенное или сниженное зву...

    12 слайд

    Стилистически окрашенная лексика
    Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;
    Служит средством речевых характеристик героев;
    Служит средством передачи авторских эмоций и оценок.
    И Бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли..»
    А. Пушкин
    Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко!
    Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев

  • Лексика ограниченного употребленияДля усиления образности текста и колорита э...

    13 слайд

    Лексика ограниченного употребления
    Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;
    Для выражения авторских оценок, чувств;
    Для создания иронического эффекта
    «Лепота!»-молвил царь.
    «Удались, бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов
    Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.

  • Выразительные средства морфологии и словообразованияФормы глаголов настоящего...

    14 слайд

    Выразительные средства морфологии и словообразования
    Формы глаголов настоящего времени
    Форма повелительного наклонения
    Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего
    Глаголы повелительного наклонения
    Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
    Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных)
    Использование окказионализмов

  • Формы глаголов настоящего времени Актуализируют прошедшие события и делают их...

    15 слайд

    Формы глаголов настоящего времени
    Актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными
    Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько стоят.

  • Форма повелительного наклонения Придают высказыванию оттенок разговорной непр...

    16 слайд

    Форма повелительного наклонения
    Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности
    …И как судьба меня не хлопай,
    Я устремлен душою всей
    К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)

  • Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственн...

    17 слайд

    Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего
    Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному как неопределенное.
    Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.

  • Глаголы повелительного наклоненияУсиливается эмоциональность и экспрессивност...

    18 слайд

    Глаголы повелительного наклонения
    Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства, и мечты свои… Тютчев

  • Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речиПередается нап...

    19 слайд

    Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
    Передается напряженное состояние героя
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья… А. Фет

  • Использование суффиксов и приставок для усиления образности и изобразительнос...

    20 слайд

    Использование суффиксов и приставок
    для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действия или его субъекта
    - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных)
    Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский

  • Использование окказионализмов - для создания речевых характеристик героя в то...

    21 слайд

    Использование окказионализмов
    - для создания речевых характеристик героя в той или иной стилистической тональности текста
    - для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого
    Я думал – ты всесильный Божище,
    А ты недоучка, крохотный божик.
    В.Маяковский

  • Выразительные средства синтаксисаВопросительные, побудительные и восклицатель...

    22 слайд

    Выразительные средства синтаксиса
    Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
    - Знаки препинания
    - Авторские знаки препинания

  • Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Используются дл...

    23 слайд

    Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
    - Используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности
    -подчеркивают и усиливают авторские мысли, оценки и эмоции
    Зачем притворяешься ты
    То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова

  • знаки препинания- способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств а...

    24 слайд

    знаки препинания
    - способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование.
    По холмам – круглым и смуглым,
    Под лучом – сильным и пыльным,
    Сапожком – робким и кротким –
    За плащом – рдяным и рваным.
    М. Цветаева

  • ВЫВОД:арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат...

    25 слайд

    ВЫВОД:
    арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

  • РефлексияЯ вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызв...

    26 слайд

    Рефлексия
    Я вспомнил, что…
    Я понял…
    Было интересно…
    Особенно понравилось…
    Вызвало затруднение…
    Было сложно…
    Нужно выучить…

  • Спасибо за внимание

    27 слайд

    Спасибо за внимание

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 734 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.09.2020 120
    • PPTX 918 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зомарева Анастасия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зомарева Анастасия Юрьевна
    Зомарева Анастасия Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84824
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек