Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Фонетика. Гласные и согласные звуки
Цели урока:
-сообщить, что изучает фонетика;
-рассказать об образовании звуков речи;
познакомить со способами отличия гласных от согласных звуков;
рассказать о различении звуков и букв.
Оборудование: учебник «Русский язык», 5-й класс, авт.: Т.А.Ладыженская и др., резиновый надувной шарик.
2 слайд
Ход урока
Устная синтаксическая пятиминутка.
Луга купаются в тумане, и пахнут звёзды молоком.
2. На доске записано в два столбика.
у а л г
у а е т м н
ё ы з в з д
- Прочитайте ещё раз предложение. В каком случае отгадать слово легче – там,где в столбике записаны одни гласные, или там, где одни согласные? Какие звуки – гласные или согласные – дают больше информации?
3 слайд
3. Вступительная беседа
В природе, в окружающем нас мире много различных звуков, приятных и неприятных для нашего слуха.
Изучает ли их фонетика? Нет, не изучает.
Фонетика – наука не о любых звуках, а только о звуках речи.
Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? Тем, что из них образуются слова.
Фонетика изучает звуковой состав языка.
4 слайд
4. Словарно-орфоэпическая работа
Записать на доске и в тетрадях
Фонетика – наука о звуках речи.
Фонема – звук.
Назовите слова, в которых присутствует часть слова «фонетика» (телефон, микрофон, таксофон, магнитофон.)
-Объясните значение этих слов.
5 слайд
Работа с теоретическим материалом учебника.
Рассмотрите схему.
-На какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке?
-Приведите примеры на каждую группу и подгруппу звуков.
Звуки речи
Гласные
ударные безударные
Согласные
сонорные твёрдые
звонкие мягкие
глухие
6 слайд
Демонстрация опытов
- Давайте проверим , как рождаются звуки.
Возьмём резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надуваем, а затем даём возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.
Опыт №2
Опыт №1
Прикрывая немного пальцем трубку, выпускаем воздух, при выходе создаётся шум.
Опыт №3.
Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Воздух, проходя через плёнку, создаёт звук «уйди-уйди».
Вывод:
Чтобы проходящий воздух образовывал какие-то звуки, нужно поставить преграду на его пути; от характера препятствий будет зависеть качество звуков
7 слайд
- Вы из начальной школы знаете, что звуки бывают гласные и согласные.
Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своём пути преград, то получается
гласный звук
Если воздуху придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получается
согласный звук
8 слайд
6. Работа с учебником
стр. 103, 104. Упр. 261 (устно)
-Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы.
-Запишите их, указав в каждом слове гласные и согласные звуки
- Благодаря каким гласным и согласным звукам мы различаем по смыслу первое и второе слова, третье и четвёртое слова?
9 слайд
7. Подведение итогов урока
-С каким разделом науки о языке мы сегодня с вами познакомились?
-Что изучает фонетика?
- Чему вы научились сегодня на уроке?
8. Домашнее задание
Параграфы 49-51; упр. 263.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 660 917 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мустафина Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.