Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лингвистическое путешествие
Учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей №1 г.Волжского Волгоградской области
Карпова Татьяна Алексеевна
2 слайд
Что такое лингвистика?
Лингвистика- (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
.
2
3 слайд
План нашего путешествия:
Станция «Фонетическая»
Станция «Орфоэпическая»
Станция «Орфографическая»
Станция «Лексическая»
Станция «Фразеологическая»
Станция «Словообразовательная»
Станция « Морфологическая»
Станция «Синтаксическая»
Станция «Пунктуационная»
3
4 слайд
Лингвистическая разминка:
Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
Чем похожи существительные ножницы, брюки,чернила?
Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
Как большой дом превратить в маленький?
В каких словах по сто согласных?
Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
4
5 слайд
Итак ,наше путешествие начинается!
5
6 слайд
Станция «Фонетическая»
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова ЛЁН – цифру,
из слова ЛЕЙ – название дерева
из слова ЛОБ – название настила
из слова ЛЮК – большой мешок,
из слова ТОК – домашнее животное,
из слова ШЕЛ – неправду,
из слова ШЕЙ – просьбу,
из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,
из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,
из слова ЛЁД – материал для крыши.
6
7 слайд
Станция «Орфоэпическая»
Расставьте ударения в следующих словах:
Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.
Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.
7
8 слайд
Станция «Орфографическая»
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил « два»
А сам сказал , что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
8
9 слайд
Станция «Словообразовательная»
БЕСЕДКА
БЕСТОЛОЧЬ
БЕЗДЕЛКА
БЕЗДНА
БЕСЁНОК
БЕСКОЗЫРКА
БЕСТИЯ
9
10 слайд
Станция «Лексическая»
А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
10
11 слайд
Станция «Фразеологическая»
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы. Объясните, что означают фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел.
2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:
Куры денег не клюют
Язык чешется
Галопом по Европе
11
12 слайд
Станция «Морфологическая»
БАРМАГЛОТ
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, войся Бармаглота,сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуще рымит исполин –
Злопастый Брандашмыг!
12
13 слайд
Станция «Синтаксическая»
Составьте распространенное предложение, каждое
слово которого должно начинаться на букву:
1 команда К
2 команда Л
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.
13
14 слайд
Станция «Пунктуационная»
О каких знаках препинания идет речь?
1.Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
2.Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
3.Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый.
14
15 слайд
Станция «Пунктуационная»
2.Расставьте недостающие запятые.
Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет,улетая:
- Вот что значит запятая!
15
16 слайд
Спасибо за внимание!
16
17 слайд
Список использованных печатных источников
Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
Шкатова Л.А. Подумай и ответь.М.:«Просвещение»,1989
Предметные недели в школе:русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.
М.:Просвещение, 1994
17
18 слайд
Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса).
Изображение паровозика:
http://solnushki.ru/content/логическо-математический-поезд-паровозик-из-ромашково
Изображение буквы Д:
http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh/0-209
Изображение буквы Б:
http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh/0-209
Изображение буквы А:
http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh/0-209
Изображение Бармаглота:
http://www.grafika.ru/item/17-000008?r=63241
18
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 713 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Халиуллина Гульгина Раиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.