Инфоурок Другое ПрезентацииРазвитие языковой культуры на уроках русского языка и литературы с помощью ИКТ

Развитие языковой культуры на уроках русского языка и литературы с помощью ИКТ

Скачать материал
Скачать материал "Развитие языковой культуры на уроках русского языка и литературы с помощью ИКТ"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Развитие языковой культуры на уроках русского языка и литературы с помощью ИК...

    1 слайд

    Развитие языковой культуры на уроках русского языка и литературы с помощью ИКТ



    Составил: Кондратьева Ольга Анатольевна - учитель русского языка и литературы.
    МОУ Нижнеспасская сош
    Рассказовского района.

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ  –  ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРЕТЕНДУЕТ НА ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ!Дорог...

    2 слайд

    КУЛЬТУРА РЕЧИ  –  ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРЕТЕНДУЕТ НА ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ!
    Дорогие друзья! 
    Все мы хотим стать чуточку лучше: быть самыми  красивыми, самыми яркими, самыми успешными в личной жизни и на работе. Способов  достигнуть этих целей много, но мы убеждены, что культура речи -  один из самых  эффективных. 

    Культура речи  –  это не просто умение  грамотно ставить ударения, правильно произносить звуки и обходиться без слов-паразитов. Все вышеперечисленное лишь внешняя оболочка такого сложного процесса, как речь. Наш кругозор, образование, воспитание, уровень культуры, наши мысли, которые мы далеко не всегда высказываем вслух, – все это тоже речь!  А значит, чтобы научиться  убедительно говорить, необходимо научиться ясно мыслить.

  • Слово - главное оружие цивилизованного человека, и воспользоваться этим оружи...

    3 слайд

    Слово - главное оружие цивилизованного человека, и воспользоваться этим оружием правильно - основная задача для того, чтобы добиться поставленной цели.
     
    В современном обществе все важнее становится умение ясно выражать свои мысли. Виртуозное владение словом пригодится в любой сфере деятельности, а также выручит во многих жизненных ситуациях. С помощью грамотно построенной фразы можно обратить на себя внимание нужного человека, разрешить возникший спор, показать свою компетентность в том или ином вопросе, выйти из неловкого положения и даже заслужить уважение и доверие окружающих. Неумение же общаться часто является причиной неудач и различных неловких обстоятельств. Зачастую неспособность выразить на словах то, о чем хочешь поведать, является тормозом, как в личной жизни, так и в карьерном росте. Коммуникативные способности - это основа отношений между людьми, и добиться взаимопонимания возможно лишь тогда, когда человек четко и правильно выражает свою мысль.

  • Что же может помочь в развитии языковой культуры на уроках русского языка и л...

    4 слайд

    Что же может помочь в развитии языковой культуры на уроках русского языка и литературы?
    XXI век. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
    Начиная делать первые шаги в освоении компьютера, я поняла, что он мой первый советчик и помощник.

    Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.


  • Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в шко...

    5 слайд

    Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети
    • с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
    • более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
    • формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
    • расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

    В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.



  • Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебни...

    6 слайд

    Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
    Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.



  • Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов: 1. Овладение...

    7 слайд

    Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
    1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).

    2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в областном ресурсном центре по теме « Создание сетевого информационного пространства педагога»
    3. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.

    И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!



  • Цели при обучении русскому языку и литературе Повышение мотивации обучения....

    8 слайд

    Цели при обучении русскому языку и литературе
    Повышение мотивации обучения.
    Развитие познавательной активности учащихся.
    Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке
    к у урокам.




  • Задачи• Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работ...

    9 слайд

    Задачи


    • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.

    Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.

    Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.


  • Звуковое оформление уроковОчень часто в свои уроки литературы я вставляю виде...

    10 слайд

    Звуковое оформление уроков
    Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других.



  • Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают...

    11 слайд

    Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

    Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

    В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость.
    В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить свою презентацию.

  • Как же познакомить ребят с содержанием программных произведений? Не секрет, ч...

    12 слайд

    Как же познакомить ребят с содержанием программных произведений?
    Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. На уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так мои ребята в полном объёме просмотрели фильмы «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (Булгаков)

  • Театр и детиПомню, какую бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение т...

    13 слайд

    Театр и дети
    Помню, какую бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение театра! Именно там я узнала творчество Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова. У меня была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова.
    Но посещение драматического театра, живое общение актёра со зрителем способно дать гораздо больше человеку, нежели просмотр данного произведения на экране.

  • Электронные учебникиЕщё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка...

    14 слайд

    Электронные учебники
    Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXU век» и многие другие.
    В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки в 9 классе при изучении романа «Евгений Онегин». В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. При контроле знаний уч-ся в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты»

  • Виды работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Инт...

    15 слайд

    Виды работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет
    1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

    2. Создание мультимедийной презентации по теме (создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам)
    .
    3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

    4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

    5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.

    6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика + презентация учителя, часто очень с уч-ся находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их. Например, ученики мне предложили ряд презентаций по творчеству А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

  • Требования в использовании Интернета• в процессе постановки учебной задачи до...

    16 слайд

    Требования в использовании Интернета
    • в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»;
    • прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
    • нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
    • обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания;
    • предупредить учеников о критериях оценивания работы:
    показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования;
    • список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора;
    • программа реализации задания Word, PowerPoint;

    • объём работы.

  • Учимся на своих ошибкахИногда мы записываем выступления учащихся на уроке на...

    17 слайд

    Учимся на своих ошибках
    Иногда мы записываем выступления учащихся на уроке на камеру, для того, чтобы ребята сами могли оценить своё выступление, посмотрев на себя со стороны.

  • Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд...

    18 слайд

    Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд
    Эмиль Золя

    Использование ИКТ на каждом уроке не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

    Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.



  • Спасибо за внимание!

    19 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2020 116
    • PPTX 682.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полищук Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полищук Татьяна Алексеевна
    Полищук Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81072
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе