Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
И
СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Мы живы острым и мгновенным,
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И что ни слово – то сюрприз.
Игорь Северянин
2 слайд
Н. Карамзин
Промышлен-ность
И. Тургенев
шуршать
Ф. Достоевский
Стушевать-ся
Поэты начала
20 века
?
3 слайд
Притча
– небольшой рассказ, содержащий мораль, поучения
4 слайд
лист
листок
листочек
5 слайд
это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Суффикс -
6 слайд
Суффиксы:
1 формообразующие;
2 словообразовательные
7 слайд
Синь –
глубь –
скрип –
выход –
зелень –
синеть
глубокий
скрипеть
выходить
зеленеть
8 слайд
Ранним утром мы шли вдоль реки. Несколько чаек кружились высоко в небе. Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. Тишь кругом и красота.
Выпишите из предложений существительные, образованные бессуффиксным способом.
Задание № 2
Задание № 1
Выпишите из предложенийслово, образованное
суффиксальным способом.
Андрею приснился страшный сон. Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. Наутро Андрей пошёл к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон.
9 слайд
это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Приставка -
10 слайд
Непродуктивные
и продуктивные приставки и суффиксы
11 слайд
В каком ряду расположены слова, образованные приставочно – суффиксальным способом.
Задание № 1
надомник, приусадебный, пресмешной
подбородок, бесстыдник, разнесчастный
по – братски, подводник, переувлажнить
подснежник, разбежаться, приморский
12 слайд
Марина Цветаева
1892 - 1941
13 слайд
Так вслушиваются ( в исток
Вслушивается – устье ).
Так внюхиваются в цветок:
Вглубь – до потери чувства!
Так в воздухе, который синь,-
Жажда, которой дна простынь,
Всматриваются в память.
Так вчувствовывается в кровь
Отрок – доселе лотос.
… Так влюбливаются в любовь:
Впадываются в пропасть.
Задание № 1
Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Выпишите слова, соответствующие одной словообразовательной модели. Объясните, для какой цели в этом стихотворении применен прием нанизывания одноструктурных слов.
14 слайд
Сергей Есенин
1895 - 1925
15 слайд
1. Как бабочка – я на костер
Лечу и огненность целую.
2. Мне нравится запах травы, морозом подожженной,
И сентябрьского листолета протяжный свист.
3. Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытых хлебов не видали.
Только видели березь и цветь
Да ракитник, кривой и безликий.
Выпишите из текста слова, придуманные С.Есениным. Объясните, в каком значении употреблено каждое слово и по какому образцу создано.
Задание № 2
16 слайд
Рас – стояние: версты, мили…
Нас рас – ставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас – стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распаяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновенный и сухожилий…
Задание № 3
Посмотрите, как необычно записан текст. Зачем М. Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее? Принято ли в современном языке членить основу расстояние?
17 слайд
Велимир Хлебников
1885 - 1922
18 слайд
3. Найдите стихотворении В. Хлебникова авторские неологизмы. По какой словообразовательной модели они созданы ? С какой целью используются.
1. Леса лысы.
Леса обезлосили.
Леса обезлисили.
2. Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей…
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
19 слайд
Мы живы острым и мгновенным,
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И что ни слово – то сюрприз.
Игорь Северянин
20 слайд
Задания ЕГЭ
по теме «Словообразование»
Назовите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИ
Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.
Роли ? Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей ( есть и такой ). Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» ( т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания ). Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены… Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе.
21 слайд
3. Из предложений выпишите существительное,
образованное приставочно-суффиксальным способом.
Из глубины истории идет увлечение алхимией, долгое время остававшееся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания наших соотечественников, заинтриговав В. Бехтерова и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты.
22 слайд
4. Из предложений выпишите слово, образованное
приставочно - суффиксальным способом.
Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким – то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.
Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.
23 слайд
5. Из предложений выпишите слово, образованное
бессуффиксальным способом.
- Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки.
Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете… Я хочу ехать, а у меня… я небогата… Мне от Петербурга до Курска…
Гм… Так – с… А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?
Нет, здесь нравится. Я к родителям. Давно уж у них не была… Мама, пишут, больна…
- Гм… Вы здесь служите или учитесь?
24 слайд
6. Из предложений выпишите слово, образованное
приставочным способом.
Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные.
25 слайд
Мы живы острым и мгновенным,
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И что ни слово – то сюрприз.
Игорь Северянин
26 слайд
Домашнее задание
По подсчётам учёных, в произведениях В. Маяковского почти 3 тысячи индивидуально – авторских образований. Выпишите такие слова, подумайте, как и для чего они образованы.
Желаем успеха !
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 820 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Пелевина Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.