Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Исследовательская работа
«Изобразительно – выразительная роль причастий»
Автор : Ванина Нина Алексеевна
Ученица 10 класса МОУ СОШ п.Первомайский, Саратовская область, Дергачёвский район, с. Камышово, улица Зелёная, 46/2.
Научный руководитель: Шухрина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ п. Первомайский
Улица Молодёжная, 7/2.
2 слайд
1) формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы;
2) совершенствовать умение
анализировать текст;
3) раскрыть роль причастий в
художественном тексте
Цель:
3 слайд
Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.
А.Н.Толстой.
4 слайд
Cегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями и причастными оборотами.
Сегодня нам предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.
5 слайд
Гоголь герасимов
6 слайд
Старый , обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был в поле живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, избегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшие, как темная пасть; оно все было окинуто тенью,
7 слайд
и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клёна, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этот густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.
8 слайд
Какую картину вы представили, читая текст?
Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника А. Герасимова «После дождя».Что объединяет художественный текст и картину и чем они отличаются?
9 слайд
В художественном тексте и на картине – буйное цветение, изумрудное море листьев, торжество природы. Вместе с тем на картине А. Герасимова чувствуется присутствие человека: на столе стоит ваза с цветами, сад имеет ухоженный вид, и кажется, что вот-вот на веранду выйдет кто-нибудь из дома.
В тексте Н. В. Гоголя - сад дикий, стихийно разросшийся, уже больше похожий на лес, чем на сад. В тексте гораздо больше деталей: перечислены разные виды деревьев и кустарников, перила, беседка, вороньи гнезда и т. п.
Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками. А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия?
Нам предстоит ответить на вопросы, проведя исследование.
10 слайд
Вопросы для группы 1:
1)К какому типу речи относится данный фрагмент текста?
2)Что описывает автор в тексте?
3)В каком стиле написан текст?
4)Докажите, что Н.В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу?
Отвечая на вопросы, приводите доказательства из текста.
11 слайд
Вопросы для группы 2:
1) Какими частями речи широко пользуется автор в описании природы? Какова доля причастий в тексте? Подтвердите примерами.
2) Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль играют они в описании? Какое звучание причастия придают тексту?
12 слайд
Вопросы для группы 3:
1)Чем объясняется выбор автором контекстуальных синонимов вытыкавший и протянувшая?
Почему употреблены разные причастия? Только ли для того, чтобы не повторить одно и тоже слово? Какой троп использует автор?
2)Как часто этот троп встречается в тексте?
3)Какую мысль автора он передаёт?
13 слайд
Вопросы для группы 4:
1) Представлены ли в тексте причастные обороты?
Какой ритм они создают?
2) Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. Это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. К какому выводу вы пришли?
3) Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями.
Сравните.
14 слайд
Вопросы для группы 5:
1) Какие изобразительно – выразительные средства языка использует автор?
2) Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?
15 слайд
Вывод:
Какова изобразительно – выразительная роль причастий? Как причастия помогают понять идею текста?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 943 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Заболотская Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.