Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
урок русского языка в 11 классе
учитель русского языка и литературы
Новоджерелиевской МОУ СОШ №13
Громова Светлана Валентиновна
Тема: «Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.»
2 слайд
Цель:
1. Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.
2. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания.
3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей речи средствами художественной выразительности.
3 слайд
Словарная работа
Акт..визировать, вд..хновлять, бл..год..рить, д..структивный, ко(л,лл)едж, справ..дливый,просл..влять, цел..устремлённый, че(?)ствовать, чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, в..друзить, ко(м,мм) юнике, собств..нность, ц..вилизация, кр..миногенный, ко(р,рр)умпированный, журнали(?)ское ра(с,сс)ледование, публ..цистика.
4 слайд
Проверь себя
Активизировать, вдохновлять, благодарить, деструктивный, колледж, справедливый,прославлять, целеустремлённый, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, журналистское расследование, публицистика.
5 слайд
Запомни
Деструктивный - ведущий к разрушению чего-либо, неплодотворный
Криминогенный -чреватый преступлениями
Коммюнике -официальное сообщение по вопросам международного характера Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни
6 слайд
Стили речи
Разговорный
Книжные :
1)художественный;
2)официально-деловой;
3)научный;
5)публицистический.
7 слайд
Публицистический стиль
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Работа с отрывком из текста С.Залыгина «Читая Гоголя..»
- Что представляет собой текст?
литературно-критическую статью
- Какова цель автора?
обратить наше внимание на одну из особенностей художественного мира Гоголя
-А что же за особенность гоголевской прозы вызвало появление статьи?
отсутствие понятия счастья в его творчестве
-Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения
публицистический стиль, потому что:
11 слайд
Во-первых, это литературно-критическая статья, т.е один из жанров этого стиля;
Во-вторых, писатель использует риторические вопросы, неполные предложения для того, чтобы заставить читателя задуматься, правильно ли он осмысливает литературные произведения, а это одна из целей стиля;
В-третьих, композиция статьи характерна для публицистического стиля: первый абзац – тезис , дальше – доводы (один из которых представляет собой сопоставление определения счастья в творчестве известных русских писателей Пушкина, Достоевского, Толстого, Короленко, Чехова и неопределённость этого понятия у Гоголя; и в последнем абзаце – вывод: публицист называет Гоголя гением и причисляет его к священному ордену прорицателей. Т.е композиция представляет собой рассуждение, что тоже характерно для публицистического стиля.
12 слайд
В заключении вы увидели, что Залыгин называет писателя гением, прорицателем. Справедливо ли это?
Да. Ведь он подчеркивает своё глубокое уважение к Гоголю.
- Какова же авторская позиция? Нашёл ли он причины отсутствия понятия счастья в гоголевской прозе?
- Нет. Он только высказал свои предположения по этому поводу. Залыгин не навязывает свою точку зрения, а убеждает читателя в необходимости внимательного чтения произведений Гоголя.
13 слайд
Практическая работа
А) Прочитайте фрагмент рецензии на текст С.Залыгина
Стремясь заставить задуматься читателя о том, правильно ли он осмысливает литературные произведения, писатель использует -----,------,------,------.
------ «ради человека, ради человечества и его судеб» подчёркивает роль творчества Н.В.Гоголя в русской классической литературе, а ------- придаёт тексту динамизм и выразительность.
Б) Определите, о каких из перечисленных языковых средств идёт речь в данном отрывке
1. Эпитеты
2. Сравнения
3. Метафоры
4. Риторические вопросы
5. Неполные односоставные предложения
6. Синтаксический параллелизм
7. Авторские знаки
8. Вопросно-ответная форма
9. Градация
14 слайд
Подведение итогов
1. Назовите признаки публицистического стиля.
2. Расскажите, что общего у публицистического и художественного стилей.
3. Как использовать особенности публицистического стиля в комментариях к проблеме и к позиции автора?
15 слайд
КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ
1.Вступление
А) Начать с размышления по поводу прочитанного
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …)
Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е , на которыми можно бесконечно рассуждать)
В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?).
Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает , отмечает важность….
2.Комментарий
а) Содержание 1-2 предложениями
3 Вырази своё отношение к проблемам.
Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример)
С автором нельзя не согласиться в том, что
4.Вывод
16 слайд
ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему).
Я согласен с автором.
Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразна
Манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова
Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д.
Словарь синонимов
Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление.
Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в душу.
Интересный-увлекательный,занимательный,любопытный.
Описывать-обрисовывать,очерчивать.
Изображать-показывать,рассказывать о , знакомить с ,вводить в…
Автор-поэт, писатель,прозаик,художник слова.
17 слайд
Домашнее задание
Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту.
Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором.
Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский опыт.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 775 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ворожищева Елена Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.