Инфоурок Другое ПрезентацииАнализ поэтического текста по концентрической схеме

Анализ поэтического текста по концентрической схеме

Скачать материал
Скачать материал "Анализ поэтического текста по концентрической схеме"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1Анализ 
поэтического текста 
по концентрической схеме.По книге В.Н Александр...

    1 слайд

    1
    Анализ
    поэтического текста
    по концентрической схеме.
    По книге В.Н Александрова, О.И.Александровой
    «Анализ поэтического текста»,
    Челябинск, «Взгляд», 2004.
    Презентацию выполнила
    Даньшина Н.П.,
    Оренбургская область.

  • 2Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым...

    2 слайд

    2
    Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.
    Тема стихотворения.
    Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.).
    Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).

  • 3Маска неискушенного читателя«Возможно, кто-то, прочитав это 
стихотворение,...

    3 слайд

    3
    Маска
    неискушенного читателя
    «Возможно, кто-то, прочитав это
    стихотворение, недоуменно пожмет
    плечами, не найдя в нем ничего, кроме
    незатейливого описания осеннего леса:
    где же здесь глубокий
    художественный смысл, где
    жизнь человеческого сердца,
    где же тут, наконец, поэзия?»

    • «Маска» позволяет мотивировать
    исследование стихотворения, искать
    весомые аргументы, опровергающие
    исходную точку зрения.

  • 4Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.Названи...

    4 слайд

    4
    Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.
    Название.
    Метрико-строфическая форма.
    Фоника.
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность.
    Интонационно-синтаксическая выразительность.
    Лирический сюжет.
    Лирический герой.

  • 5Название стихотворенияРазновидности:
представляет основную тему или 
    про...

    5 слайд

    5
    Название стихотворения
    Разновидности:
    представляет основную тему или
    проблему произведения.
    задает сюжетную перспективу
    произведения: а)весь сюжетный ряд;
    б)важнейший с точки зрения
    развития действия момент;
    обозначает главных героев;
    обозначает время и
    пространство.

  • 6Метрико-строфическая формаРифма: параллельная (ААВВ), 
   перекрестная (АВАВ...

    6 слайд

    6
    Метрико-строфическая форма
    Рифма: параллельная (ААВВ),
    перекрестная (АВАВ),
    опоясывающая (АВВА).
    Рифма: мужская- последний слог в строке
    ударный ( ), женская – после ударного
    есть заударный слог ( ).
    Стихотворный размер:
    хорей( ), ямб( );
    дактиль( ),
    амфибрахий( ),
    анапест( ).

  • 7ФоникаПо характеру звука: аллитерация 
   (повтор согласного), ассонанс...

    7 слайд

    7
    Фоника
    По характеру звука: аллитерация
    (повтор согласного), ассонанс
    (повтор гласного).
    По количеству звуков: простые (А…А),
    сложные (АВС…АВС).
    По расположению звуков
    в повторе: анафора
    (единоначалие А…А…),
    эпифора (повтор в конце …А…А),
    стык (…АА…), кольцо(А…-…А).

  • 8Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьКлючевые слова – э...

    8 слайд

    8
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

    Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения.
    Словообразовательная
    выразительность –
    экспрессивные возможности
    приставок, суффиксов,
    намеренное использование слов
    определенной части речи.

  • 9Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьЭпитет – художестве...

    9 слайд

    9
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
    Эпитет – художественное определение,
    отмечающее существенную для данного
    контекста черту в изображаемом явлении.
    Чаще- прилагательные в переносном
    смысле («очи синие, бездонные»),
    нередко- существительные
    («волшебница-зима»), наречия
    («На севере диком стоит одиноко»),
    деепричастия («волны несутся,
    гремя и сверкая»).

  • 10Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьСравнение – уподоб...

    10 слайд

    10
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
    Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами:
    творительным падежом
    («и с каждым днем уходит дымом»);
    формой сравнительной степени прилагательного
    или наречия («Душа ее зефира тише/
    И зрак прекраснее рая»);
    оборотами с различными союзами
    (как, будто, точно, словно);
    лексически (при помощи слов
    подобный, похожий, это:
    «Глаза твои подобны звездам»).

  • 11Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьМетафора – это сло...

    11 слайд

    11
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
    Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д.
    «В дымных тучках пурпур розы,
    отблеск янтаря» (А.Фет).
    «Лениво дышит полдень
    мглистый» (Ф.Тютчев).

  • 12Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьМетонимия – перено...

    12 слайд

    12
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
    Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности.
    Смежность м.б. проявлением связи:
    между содержанием и содержащим:
    «Ну, скушай же еще тарелочку!»;
    между автором и произведением: «Ругал Гомера,
    Феокрита, зато читал Адама Смита»;
    между действием и орудием этого
    действия: «Их села и нивы за буйный
    набег/Обрек он мечам и пожарам»;
    между предметом и материалом,
    из которого предмет сделан:
    «Янтарь в устах его дымился»;
    между местом и людьми, находящимися
    в этом месте: «Вся столица молилась».

  • 13Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьСинекдоха – разнов...

    13 слайд

    13
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
    Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
    К нему и птица не летит,
    И тигр нейдет…
    А.Пушкин

  • 14Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьПерифраз – оборот,...

    14 слайд

    14
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
    Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:
    «автор «Героя нашего времени»
    вместо «М.Ю.Лермонтов»;
    «Колумб российский через воды
    Спешит в неведомы народы»
    (М.Ломоносов).

  • 15Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьГипербола – образн...

    15 слайд

    15
    Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
    Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
    Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.
    Мужчина так кричал, что
    в соседних домах стекла
    повылетали.
    «Ниже тоненькой былиночки
    надо голову клонить» (Н.Некрасов).

  • 16Интонационно-синтаксическая выразительностьСинтаксическая структура предлож...

    16 слайд

    16
    Интонационно-синтаксическая выразительность
    Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания.
    Знаки препинания.
    Стилистические фигуры –
    обороты речи, которые
    воспринимаются как
    отступления от некоторой
    языковой нормы и эмоционально
    воздействуют на читателя.

  • 17Стилистические фигурыРиторический вопрос – вопрос ставится не
с целью получ...

    17 слайд

    17
    Стилистические фигуры
    Риторический вопрос – вопрос ставится не
    с целью получить на него ответ, а чтобы
    привлечь внимание читателя к тому или иному
    явлению («Быть или не быть?»).
    Риторическое восклицание – восклицание,
    усиливающее эмоциональное
    восприятие («О, как душа стихает вся до
    дна!» А.Фет).
    Риторическое обращение – подчеркнутое
    обращение к кому-либо или чему-либо для
    усиления выразительности речи
    («Паситесь, мирные народы!/Вас не
    разбудит чести клич.» А.Пушкин)

  • 18Стилистические фигурыПовтор наиболее значимого слова, звука или предложения...

    18 слайд

    18
    Стилистические фигуры
    Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения.
    Анафора – единоначалие
    Лениво дышит полдень мглистый.
    Лениво катится река.
    Анадиплосис (подхват)– повтор
    последнего слова в начале
    следующей строки.
    О, весна без конца и без краю-
    Без конца и без краю мечта!
    Эпифора – повтор в конце строки.

  • 19Стилистические фигурыРефрен – повтор самостоятельного 
предложения, логичес...

    19 слайд

    19
    Стилистические фигуры
    Рефрен – повтор самостоятельного
    предложения, логически обособленного от
    основного текста (припев в песне).
    Градация – нагнетание образов, их нарастание
    или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)
    Инверсия – неправильный
    порядок слов.
    Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом.
    М.Лермонтов.
    Правильный порядок: одинокий парус
    белеет в голубом тумане моря.

  • 20Стилистические фигурыЭллипсис – пропуск подразумеваемого слова. 
Ввели и –...

    20 слайд

    20
    Стилистические фигуры
    Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова.
    Ввели и – чарку – стук ему! (А.Твардовский).
    Умолчание – начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
    Хотя страшился он сказать,
    Нетрудно было б отгадать,
    Когда б… но сердце, чем моложе,
    Тем боязливее, тем строже…
    М.Лермонтов.

  • 21Стилистические фигурыСинтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое...

    21 слайд

    21
    Стилистические фигуры
    Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
    По небу плывут тощие тучи.
    Над рекой висят серые клочья тумана.
    В душе затаилась угрюмая боль.
    Антитеза – противопоставление.
    Ученье – свет, а неученье – тьма.
    Оксюморон – соединение двух
    противоречащих друг другу
    понятий, логически исключающих
    друг друга («горькая радость»,
    «сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).

  • 22Лирический сюжетАнализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессн...

    22 слайд

    22
    Лирический сюжет
    Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской оценки.
    4 направления развития лирич.сюжета:
    от гармонии человека и мира
    к осознанию их дисгармонической
    обособленности;
    от дисгармонии к построению
    гармонии;
    от гармонии к ощущению еще
    большей, более глубокой гармонии;
    от дисгармонии к открытию еще
    более страшной дисгармонии.

  • 23Лирический сюжет. Вопросы.Какой жизненный материал используется в стихотвор...

    23 слайд

    23
    Лирический сюжет. Вопросы.
    Какой жизненный материал используется в стихотворении?
    Какое противоречие послужило источником для развития лирического сюжета?
    Как соотносятся начало и финал? Тема
    возвращается к исходной точке? Сюжет
    обрывается в момент наивысшего
    развития чувства? Тема остается
    нерешенной (открытый конец)?
    •Какие типы речи включены
    в лирический сюжет? Какова их функция?
    •На какие этапы можно разделить
    развитие лирического сюжета?

  • 24Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот ч...

    24 слайд

    24
    Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру.
    Возможные «маски»: летописец,
    оратор, судья, менестрель,
    мечтатель, мыслитель.

  • 25Практические задания для отработки 
   навыков по анализу поэтического текс...

    25 слайд

    25
    Практические задания для отработки
    навыков по анализу поэтического текста
    вы найдете в книге В.Н Александрова,
    О.И.Александровой «Анализ поэтического
    текста», Челябинск, «Взгляд», 2004.

    Презентацию целесообразно
    использовать на обучающих
    уроках по теории литературы,
    дополнив ее своими примерами
    и заданиями.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.04.2020 246
    • PPTX 136 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Байкова Ирина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Байкова Ирина Борисовна
    Байкова Ирина Борисовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81164
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе