Инфоурок Другое ПрезентацииЧасть 3 ЕГЭ по русскому языку Формулировка проблемы

Часть 3 ЕГЭ по русскому языку Формулировка проблемы

Скачать материал
Скачать материал "Часть 3 ЕГЭ по русскому языку Формулировка проблемы"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Часть 3 ЕГЭ по русскому языкуФормулировка проблемы

    1 слайд

    Часть 3
    ЕГЭ по русскому языку
    Формулировка проблемы

  • Можно выделить следующие этапы работы по написанию сочинения:1) ознакомление...

    2 слайд

    Можно выделить следующие этапы работы по написанию сочинения:
    1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
    2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия;
    а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
    б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
    в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
    г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
    3) работа над композицией сочинения;
    4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

  • Ключевые вопросы• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как с...

    3 слайд

    Ключевые вопросы

    • Что такое проблема?
    • Как выявить проблему текста?
    • Как сформулировать проблему текста?

  • Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решен...

    4 слайд

    Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
    Например: проблема сохранения окружающей среды,
    проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

  • КАТЕГОРИИ (ВИДЫ) ПРОБЛЕМ:Философские 	проблемы затрагивают самые 					общие о...

    5 слайд

    КАТЕГОРИИ (ВИДЫ) ПРОБЛЕМ:
    Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
    Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
    Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
    Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
    Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

  • В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос.Что делать,...

    6 слайд

    В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос.
    Что делать, когда очень одиноко?
    Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.
    Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.
    (В.К. Харченко)

  • Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, к...

    7 слайд

    Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема:
    что делать, когда очень одиноко?
    Автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.
    Однако текст скорее всего не так прост с точки зрения замысла автора и его реализации.
    Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

  • Определяя проблему, задумаемся  Каким образом содержание текста касается вас,...

    8 слайд

    Определяя проблему, задумаемся
    Каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества?
    Описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.
    Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

  • ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕВ семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители н...

    9 слайд

    ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ
    В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором.
    Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.
    Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
    Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
    Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?(Ф.Кривин)

  • Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем пробле...

    10 слайд

    Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем
    проблему воспитания молодого поколения.
    Автора волнуют следующие вопросы:
    как следует воспитывать детей?
    Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?

    В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

  • Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте може...

    11 слайд

    Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто
    несколько проблем.
    Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему
    и
    сделать ее основой своего сочинения.

  • Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько пр...

    12 слайд

    Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.
    Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».
    И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.
    Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)
    Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
    – Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?
    И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
    Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
    Да здравствует наша веротерпимость!
    Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!
    Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
    (По А.И. Солженицыну)


  • Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»...

    13 слайд

    Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг – это группа близко расположенных друг к другу морских островов.
    Таким образом, название книги – это метафора:
    архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы.
    МГБ – Министерство государственной безопасности.
    Гебист (разг.) – сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не все видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг «Дети – хозяева коммунизма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.
    В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы.

  • Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?как и во всей книге,...

    14 слайд

    Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?
    как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).
    вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).
    история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).
    Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, и все же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

  • Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать...

    15 слайд

    Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:
    1. Проблема какая:
    автор размышляет над проблемой воспитания;
    в тексте поднимается проблема одиночества;
    текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.
    2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно:
    Каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина.
    Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества?
    Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

  • Обратите внимание Именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в...

    16 слайд

    Обратите внимание
    Именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения ЕГЭ.
    Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
     

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 274 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.11.2020 423
    • PPTX 584.5 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Линовская Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Линовская Ольга Александровна
    Линовская Ольга Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62374
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции