Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема: «Вид глагола»
2 слайд
Цели урока:
ввести понятие вида глагола;
научить различать глаголы совершенный и несовершенный вид;
правильно использовать виды глагола в речи.
3 слайд
«В глаголе струится самая алая, самая живая, артериальная кровь языка, ведь назначение глагола выражать само действие»
Алексей Югов
4 слайд
1. Работа с текстом.
Лето долго не хотело уходить. Но вот уже клены зарумянились, и лист на березах пожелтел, и птицы собираются в дальний путь.
5 слайд
2. Составление алгоритма
Для определения вида глагола нужно:
а) задать вопрос;
б) определить характер действия:
незавершенное, результат действия,
длящееся, однократное, мгновенное,
повторяющееся начало, окончание действия
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
6 слайд
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос
что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос
что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся.
7 слайд
3. Работа с текстом
МУР...ВЕЙ И Р...СИНКА
Мур...вей Р...стислав проб...рался сквозь густые зар...ели травы,
взб...рался на холмики, смело ш...л к бл...стевшей, как алмаз,
р...синке. З...ря окрасила ее в алый цвет. Прик..снувшийся луч(?) со(?)нца заставил заг...рет(?)ся огнем. «Кто пол...жил туда эту кап...льку? Вот дойду и разб...русь», —думал мур...вей...
(По А. Иллюминаторской)
8 слайд
3. Работа с текстом
МУРАВЕЙ И РОСИНКА
Муравей Ростислав пробирался сквозь густые заросли травы,
взбирался на холмики, смело шёл к блестевшей, как алмаз,
росинке. Заря окрасила ее в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставил загореться огнем. «Кто положил туда эту капельку? Вот дойду и разберусь», —думал муравей...
(По А. Иллюминаторской)
9 слайд
4. Сравни предложения
Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила картошка, зафыркала каша, и всё пошло дружно и скоро. (А.Гайдар)
Вскоре начал полыхать костёр, шуметь чайник, бурлить картошка, фыркать каша, и всё пошло дружно и скоро.
10 слайд
5. Анализ роли глаголов в тексте.
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.
Ветер еще разлетелся, рванулся со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.
М. Пришвин
11 слайд
Другую тучу ветер … и … и вот из-под этой тучи…яркие лучи, и мокрые леса … .
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса засверкали.
12 слайд
6. Корректировка текста
Он очень пристращается к книгам, чего в детстве делать не хотел.
Это предвестило конец их дружбы.
Ольга поняла, что бесполезно заставить Обломова делать что-либо.
13 слайд
Он очень пристрастился к книгам, чего в детстве делать не хотел.
Это предвещало конец их дружбы.
Ольга поняла, что бесполезно заставлять Обломова делать что-либо.
14 слайд
Итог урока
рисовала Что делала? Действие незавершенное, длящееся – это глагол несовершенного вида
нарисовала Что сделала? Результат , окончание действия – это глагол совершенного вида
Катя рисовала картину.
Катя нарисовала картину.
15 слайд
Домашнее задание
а) выполнить упражнение 71 (учебник Бабайцевой);
б) подобрать текст, определить виды глаголов и объяснить их роль в тексте;
в) напишите грамматическую сказку с таким началом:
«Жили-были два брата. Звали их Одеть и Надеть. Были они очень похожи друг на друга, и поэтому многие думали, что они близнецы. Но однажды оказалось, что они не так уж и похожи. Произошло это так…»*
16 слайд
СПАСИБО ЗА УРОК!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 781 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Звягина Валентина Брониславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.