Инфоурок Другое ПрезентацииИспользование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Использование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Скачать материал
Скачать материал "Использование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Жилкова Инна Юрьевна,
учитель начальных классов, МОУ СОШ №39, г. БепгородИспо...

    1 слайд

    Жилкова Инна Юрьевна,
    учитель начальных классов, МОУ СОШ №39, г. Бепгород
    Использование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

  • «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвес...

    2 слайд

    «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие».
    Эйнштейн Альберт

  • Во-первых, научить детей познавать окружающий мир. И я не хочу, чтобы книги и...

    3 слайд

    Во-первых, научить детей познавать окружающий мир. И я не хочу, чтобы книги и речь учителя были единственным источником информации. Моя цель – научить детей исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы.
    В-вторых, я хочу научить детей нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу.
    В-третьих, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках, от собственных исследований и догадок.

  • 1 этап.
Теоретическое изучение учащимися этапов исследовательской деятельност...

    4 слайд

    1 этап.
    Теоретическое изучение учащимися этапов исследовательской деятельности. Освоение учащимися процесса исследования на уроках по образцу.

    2 этап.
    Отработка учащимися учебных приемов исследовательской деятельности на уроках с элементами исследования.

    3 этап.
    Использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках-исследованиях.
     

  • индивидуальная 
парная
групповая
коллективная
объединение по интересамФормы у...

    5 слайд

    индивидуальная
    парная
    групповая
    коллективная
    объединение по интересам
    Формы учебной
    исследовательской деятельности:

  • проблемный метод
дидактическая или ролевая игра 
практические методы (упражне...

    6 слайд

    проблемный метод
    дидактическая или ролевая игра
    практические методы (упражнения, практические работы, экскурсии, составление моделей)
    беседа
    работа с книгой (учебником)
    наглядные методы
    Методы обучения:

  • Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация иссле...

    7 слайд

    Выбор темы.
    Постановка цели и задач.
    Гипотеза исследования.
    Организация исследования.
    Подготовка к защите и защита работы.

    Исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • -Что мне интересно больше всего?- Чем я хочу заниматься в первую очередь?-...

    8 слайд

    -Что мне интересно больше всего?
    - Чем я хочу заниматься в первую очередь?
    - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
    - По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
    - О чём хотелось бы узнать как можно больше?
    - Чем я мог бы гордиться?

  • - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); - экс...

    9 слайд

    - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
    - экспериментальной;
    - изобретательской;
    - теоретической.
    Тема исследовательской работы:

  • – восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребёнка;
–...

    10 слайд

    – восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребёнка;
    – позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;
    – использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
    – максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребёнка;
    – создать климат взаимного доверия;
    – обеспечить независимость в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.

  • Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про...

    11 слайд

    Подумать самостоятельно
    Что я об этом знаю?
    Какие мысли я могу высказать про это?
    Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
    Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
    Спросить у других людей.
    Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
    Использовать Интернет.
    Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
    Понаблюдать.
    Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По-возможности сделай фотографии.
    Провести эксперимент.
    Запиши план и результаты эксперимента.

    Организация исследования включает в себя следующие этапы.

  • Задача: Убедиться в том, что действительно по облакам можно научиться предска...

    12 слайд

    Задача: Убедиться в том, что действительно по облакам можно научиться предсказывать погоду на ближайшее время.

    План:
    1. Выйди на улицу сначала в солнечный день, а потом в пасмурный.
    2. Обрати внимание на облака.
    3. Зарисуй, на что они похожи: на острые длинные перья или на величественные башни, а может они похожи на тонкую серую пленку?
    4. Запиши, как изменилась погода через некоторое время.
    5. Сделай вывод о предсказании погоды по облакам.


    Тема: Разнообразие облаков.

  • Задачи: Проверить, могут ли растения двигаться. План:1. Посети библиотеку,...

    13 слайд

    Задачи: Проверить, могут ли растения двигаться.
    План:
    1. Посети библиотеку, изучи научные статьи по данному вопросу. Запиши интересные факты.
    2. Найди лужайку с одуванчиками. Понаблюдай за цветами утром и вечером. Результаты зарисуй.
    3. Поставь на окно герань, обрати внимание на цветы.
    4. Через два дня поверни горшочек с геранью другой стороной к свету. Что произошло с цветами? Опиши.
    5. Оформи результаты в дневнике исследований.

    Тема: Растения - часть живой природы.

  • Задачи: 
Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать...

    14 слайд

    Задачи:
    Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах. Карточки раздаются заранее.
    Оборудование:
    У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».
    После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.

    Игра « Эти разные цветы» 

  • Задачи: 
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их после...

    15 слайд

    Задачи:
    Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе. 
    Оборудование:
    Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы)
    На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

     Игра «12 месяцев»

  • Задачи: 
Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континен...

    16 слайд

    Задачи:
    Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
    Оборудование:
    Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков.
    Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну ( континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

    Игра  «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

  • Задачи: 
Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соот...

    17 слайд

    Задачи:
    Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.

    Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.
    Нужно исправить картинки.

    Игра  «Что напутал художник?» Исправь ошибки.

  • Задачи: 
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Разви...

    18 слайд

    Задачи:
    Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
    Оборудование:
    Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
    У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 

    Игра «Живая – неживая»

  • Задачи: 
Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деяте...

    19 слайд

    Задачи:
    Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.
    Оборудование:
    У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов .На партах карточки – грибы.
    Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.

    Игра «На полянке»
    ( кто больше узнает и назовет грибов)

  • На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгад...

    20 слайд

    На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.
    Игра «Соотнеси загадку с отгадкой».

  • Задачи:
Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать,...

    21 слайд

    Задачи:
    Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать интерес к природе.
    Оборудование:
    У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
    В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
     Игра «Вершки и корешки».

  • Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить....

    22 слайд

    Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
    Адольф Дистервег

  • Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения од...

    23 слайд

    Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005
    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исп.. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
    Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
    ИвочкинаТ. ,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
    Коломиец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004
    Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005
    Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.
    Список литературы:

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.01.2020 127
    • PPTX 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ионова Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ионова Елена Михайловна
    Ионова Елена Михайловна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91743
    • Всего материалов: 256

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 455 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

4920 руб. 2950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 45 регионов

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов