Инфоурок Другое ПрезентацииПринципы дидактики

Принципы дидактики

Скачать материал
Скачать материал "Принципы дидактики"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Дидактика и её принципы Автор-составитель: 
учитель начальных классов.
Шарыги...

    1 слайд

    Дидактика и её принципы
    Автор-составитель:
    учитель начальных классов.
    Шарыгина Л. Н
    Муниципальное автономное образовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 9»

  • Обучение в широком смысле – это усвоение человеком социального опыта, накоп...

    2 слайд

    Обучение в широком смысле – это усвоение человеком социального опыта, накопленного цивилизацией. Оно обусловлено насущной потребностью общества в подготовке молодых людей к активной трудовой деятельности. Профессиональное обучение обусловлено потребностями государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует социальный заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые к ним. Эти требования реализуются в процессе обучения.

  • Дидактика (теория обучения), исследуя сущность обучения, отмечает его ярко...

    3 слайд

    Дидактика (теория обучения), исследуя сущность обучения, отмечает его ярко выраженный социально-педагогический характер. Многоплановая природа учебного процесса определяется действием закономерностей трёх уровней:
    социального,
    собственно педагогического,
    индивидуального.

  • Социальный уровень включает наиболее общие законы и закономерности обществе...

    4 слайд

    Социальный уровень включает наиболее общие законы и закономерности общественного развития, определяющие цели, содержание, организацию и методику обучения. Педагогические закономерности отражают структуру обучения как двусторонне активного процесса совместной деятельности обучающего и обучаемых по овладению обучаемыми соответствующими знаниями, навыками, и умениями, формированию у них профессионально важных качеств. На индивидуальном уровне проявляются закономерности развития обучаемого, который предстаёт как целостный феномен с макро характеристиками – индивид, личность, субъект труда, индивидуальность.

  • Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного о...

    5 слайд

    Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания техники и способов её применения, твёрдые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества. Основным компонентом труда является профессиональная деятельность. С учётом сжатых сроков, отводимых на подготовку обучаемых, процесс их обучения должен быть, с одной стороны, напряжённым и динамичным, а с другой - учитывать закономерности функционирования психики человека и соответствовать познавательным возможностям обучаемых.

  • Требования принципов обучения.
		Понятие «принцип» происходит от латинского...

    6 слайд

    Требования принципов обучения.
    Понятие «принцип» происходит от латинского principium – начало, основа. Принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности , следовательно, носят объективный характер. Они регулируют деятельность в процессе обучения людей. Охватывают все его стороны и придают ему целеустремлённое, логически последовательное начало.
    Принципы носят субъективный характер, т.к. они отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности.
    Соблюдение требований принципов обучения выступает элементом педагогической культуры руководителя, важнейшим условием эффективности процесса обучения.

  • Принципы обучения – это наиболее общие руководящие положения, в которых выраж...

    7 слайд

    Принципы обучения – это наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения.
    СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ:
    Социальная обусловленность и научность обучения.
    Определяет необходимость соблюдения в подготовке персонала требований государства, общества. Это положение позволяет совершенствовать процесс обучения в соответствии с образовательной концепцией, принятой в обществе. Реализация его положений в практике обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований:



  • При организации обучения осуществлять научно-обоснованный  подход к отбору у...

    8 слайд

    При организации обучения осуществлять научно-обоснованный подход к отбору учебного материала;
    в ходе занятий и учений рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, видеть закономерности и противоречия учебного процесса, пути его совершенствования;
    излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники;
    тесно связывать учебный процесс в вузе с жизнью страны, с повседневной практикой;
    Постоянно заботиться о воспитательном и развивающем эффекте всех учебных занятий, воспитывать в процессе обучения качества гражданина своей страны;
    Добиваться научной организации занятий, проявлять нетерпимость к недостаткам в учебном процессе;

  • Не допускать его подмены различными второстепенными мероприятиями.
	На практи...

    9 слайд

    Не допускать его подмены различными второстепенными мероприятиями.
    На практике все эти требования проявляются в единстве и тесно взаимосвязаны. Их нельзя отделять друг от друга: соблюдать одни и пренебрегать другими; использовать выборочно на любой вкус.
    Принцип практической направленности подготовки.
    Ориентирует на подготовку обучаемых тому, что необходимо в практической деятельности специалиста. Он определяет содержание обучения и его условия, придаёт обучению практическую направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным уровнем развития производства.




  • Принцип практической направленности подготовки предъявляет к обучению следу...

    10 слайд

    Принцип практической направленности подготовки предъявляет к обучению следующие требования:
    Добиться понимания и усвоения всеми обучаемыми сущности, характера и особенностей профессии, обучать в соответствии с требованиями ГОСТа;
    учить студентов не только профессиональному владению специальностью, но и умелому использованию средств управления, применению электронно-вычислительной техники, максимально приближать учебную обстановку к реальной, обучать, не допуская упрощений и послаблений.
    строго соблюдать дисциплину учебного процесса: порядок отбора содержания обучения и последовательность прохождения тем различных предметов подготовки; технологию овладения обучаемыми ЗУНами; объективные критерии оценки уровня подготовленности каждого специалиста и коллектива в целом;

  • гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая...

    11 слайд

    гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные и добиваясь профессионального овладения каждым обучаемым своей специальностью.
    Принцип целеустремлённости, систематичности и последовательности обучения.
    Определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Основное предназначение подготовки, задачи практической деятельности – необходимость формирования профессиональной компетентности специалистов. Овладевать различными её компонентами можно лишь тогда, когда учебный материал изучается в определённой системе.




  • Данный принцип предполагает реализацию педагогом ряда взаимосвязанных дида...

    12 слайд

    Данный принцип предполагает реализацию педагогом ряда взаимосвязанных дидактических требований:
    В процессе обучения руководствоваться всеми планирующими документами (учебными планами, программами, расписаниями занятий), строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения, тесно связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий при выполнении функциональных обязанностей;
    Хорошо знать содержание не только данной темы, но и предыдущих и последующих, всей учебной дисциплины, видеть взаимосвязи их частей; изучая материал по частям, учитывать, что уже усвоено по конкретной теме, разделу, курсу, предмету; не переходить к изучению последующих тем до тех пор, пока не будут усвоены предыдущие;

  • Выделять в изучаемом материале главное, формулировать и раскрывать общую цель...

    13 слайд

    Выделять в изучаемом материале главное, формулировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом; направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельному анализу и обобщению фактов, самоконтролю и самокоррекции;
    систематически руководить самостоятельной работой обучаемых, знать их успехи и недостатки, повышать у них чувство ответственности за результаты учёбы, стимулировать стремление к постоянной работе с полным напряжением сил.
    Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения.
    Определяет такую организацию и методику обучения, при которой обучаемые сознательно и активно овладевают ЗУНами, формируют профессиональные позиции, психические качества , определяющие стремление обучаемого к достижению собственных вершин в профессиональной компетентности с учётом реальных его способностей.


  • При этом обучение ориентируется на высокую отдачу и напряжение сил конкретн...

    14 слайд

    При этом обучение ориентируется на высокую отдачу и напряжение сил конкретного обучаемого. Принцип уточняет основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении:
    учить, переходя от известного к неизвестному;
    от менее трудного – к более трудному;
    от сложного – к более сложному.
    От педагога данный принцип требует соблюдения следующих дидактических правил:
    Обеспечить отбор, группировку и подачу учебного материала с учётом интеллектуальных возможностей обучаемых: хорошо знать уровень их подготовки, степень умственного и физического здоровья, состояния здоровья и самочувствия, осуществлять постоянную заботу о соблюдении правил доступности в обучении, ориентируясь при этом на более подготовленных учащихся;

  • Воспитывать сознательное отношение к преодолению реальных трудностей подгото...

    15 слайд

    Воспитывать сознательное отношение к преодолению реальных трудностей подготовки, развивать дух состоятельности и организовывать соревнование в процессе обучения; поощрять наращивающих успехи в учёбе, настойчиво овладевающих мастерством и оказывать им индивидуальную помощь; вести дополнительные занятия с отстающими в учёбе, внушать им уверенность в своих силах;
    создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения сил, осуществлять строгий контроль за соответствием учебного материала количеству времени, отводимого на его изучение;
    обеспечивать основательную теоретическую и практическую подготовку каждого педагога, привлекаемого к проведению занятий, развивать у них педагогическую культуру, творческий стиль педагогической деятельности.

  • Опыт показывает, что при правильном соблюдении данного принципа уровень труд...

    16 слайд

    Опыт показывает, что при правильном соблюдении данного принципа уровень трудности постоянно изменяется: то, что вчера было недоступным, сегодня становится доступным; то, что недоступно сегодня, будет доступным завтра.
    Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых.
    Определяет позицию и отношение обучаемых к участию в педагогическом процессе.
    Сознательность в обучении – это понимание обучаемыми сущности изучаемых проблем, убеждённость в правильности и практической ценности получаемых знаний, их положительное отношение к обучению. Сознательность придаёт обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности.

  • Активность обучаемых – это их интенсивная умственная деятельность и практич...

    17 слайд

    Активность обучаемых – это их интенсивная умственная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применений знаний, сформированных навыков и умений. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения ЗУНов.
    Мотивированность обучаемых - это их заинтересованное отношение к совершенствованию профессиональной компетентности и общей культуры. При этом обеспечивается самостоятельное, активное продвижение к вершинам мастерства, ориентируясь на собственные усилия в учебном процессе, потребности и цели, мотивы и волю.
    Данный принцип требует соблюдения следующих педагогических правил:

  • Добиваться понимания каждым значимости учёбы в целом, цели и задач учебного...

    18 слайд

    Добиваться понимания каждым значимости учёбы в целом, цели и задач учебного предмета, каждого занятия, показывать взаимосвязь их содержания с содержанием предыдущих занятий, формировать осознанное положительное отношение обучаемых к учебному процессу, вызывать интерес и любознательность к изучаемому материалу;
    развивать творческие основы учебного процесса, в котором сочетать традиционные подходы с инновационными решениями; поддерживать активность и творческие начинания обучаемых; стимулировать мотивацию профессионального совершенствования; создавать условия, укрепляющие престижность результативной профессионализации;

  • вооружать обучаемых методами и приёмами самостоятельной работы по приобретен...

    19 слайд

    вооружать обучаемых методами и приёмами самостоятельной работы по приобретению новых ЗУНов, обучать их передовой технике личной работы и познавательной деятельности, ориентированной на свои индивидуальные особенности и их развитие; способствовать творческому и самостоятельному использованию полученных знаний в практической деятельности, включать их в деятельность по взаимообучению;
    повышать ответственность обучаемых за приобретение ЗУНов, их качество и совершенствование; повышать престиж профессиональной деятельности.
    Принцип прочности в овладении компонентами профессиональной компетентности.

  • Для решения практических задач обучаемым нужны не просто знания, а целостны...

    20 слайд

    Для решения практических задач обучаемым нужны не просто знания, а целостный комплекс взаимосвязанных компонентов профессиональной компетентности – ЗУНы, профессиональные позиции, психические качества, имеющие достаточную прочность для их использования в практике. Чем они прочнее, тем быстрее и основательнее люди овладевают новым учебным материалом.
    Данный принцип предполагает соблюдение следующих педагогических требований:
    Обеспечивать медленные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом и операциями, с осваиваемыми навыками действий, сокращая постепенно сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки действий; осуществлять постоянную тренировку в начальной стадии выработки навыков и умений при неизменных условиях, а по мере их автоматизации и в изменяющихся условиях;

  • обеспечивать установку на длительное запоминание учебного материала, опираяс...

    21 слайд

    обеспечивать установку на длительное запоминание учебного материала, опираясь на все виды памяти и способы запоминания; стимулировать работу обучаемых, обучать их правилам и приёмам самообучения и взаимообучения; осуществлять процесс обучения в условиях максимального приближения к реальной практике за счёт моделирования ситуаций, включая человека во все виды практической деятельности;
    побуждать обучаемых к осознанному усвоению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность, разумный контролируемый риск, проявлённые ими в целях повышения своего профессионального мастерства и овладения профессией;
    осуществлять постоянную подготовку преподавателей, привлекаемых к проведению занятий; использовать ЗУНы, опыт и мастерство передовых специалистов.

  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
		Определяе...

    22 слайд

    Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
    Определяет организацию групповых учебно-познавательных действий на занятиях по различным предметам подготовки, в тесном сочетании с индивидуальным подходом при обучении каждого студента.
    Данный принцип предполагает реализацию педагогом следующих требований:
    систематически изучать людей, выявлять их особенности и возможности, постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения, учитывать их интеллектуальные и физические способности и организовывать учебный процесс в строгом соответствии с ними; постоянно контролировать учебную деятельность каждого;

  • развивать индивидуальные способности каждого обучаемого в интересах формиров...

    23 слайд

    развивать индивидуальные способности каждого обучаемого в интересах формирования и сплочения коллективов, создавая в коллективе положительный социально- психологический климат;
    в процессе обучения опираться на воспитательные и дидактические возможности коллектива (взаимопомощь, состязательный обмен опытом, взаимообучения, взаимотребовательность и контроль и др.), для повышения качества как подготовки отдельных специалистов, так процесса обучения в целом.
    Комплексность и единство обучения и воспитания.
    Демонстрирует обязательность осуществления целостного педагогического процесса. Педагог, выступая его организатором, добивается усиления воспитывающего характера подготовки.

  • Комплексный характер, единство обучения и воспитания достигается усилиями в...

    24 слайд

    Комплексный характер, единство обучения и воспитания достигается усилиями всех его участников – обучающих, обучаемых, воспитателей и воспитуемых.
    Итак, являясь определяющими в организации и методике обучения, вышеуказанные принципы служат ориентирами для реализации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающего. На их основе обеспечивается сознательное, творческое отношение обучаемых к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придаётся творческий и продуктивный характер процессу обучения; создаются оптимальные условия для обучения. Всё это находит воплощение в конкретных методиках при проведении занятий.

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 123 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.03.2020 646
    • PPTX 303.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плахова Лариса Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плахова Лариса Викторовна
    Плахова Лариса Викторовна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83960
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

4920 руб. 2950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе