Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
2 слайд
План:
Сущность содержания понятий «форма обучения», «форма организации обучения»;
Классификация форм обучения;
Характеристика отдельных форм обучения;
Урок как основная форма организации обучения.
3 слайд
В педагогической литературе нередко встречаются разные толкования таких понятий, как «форма обучения» и «форма организации обучения». Идентичны эти понятия или нет? Попытаемся рассмотреть данный вопрос.
4 слайд
В переводе с латинского форма означает внешнее очертание, наружный вид, структуру чего - либо. По отношению к обучению понятие форма употребляется в двух значениях, как:
А) форма обучения;
Б) форма организации обучения.
5 слайд
Форма – наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо.
6 слайд
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от: целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.
7 слайд
Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме (А.С. Агафонова).
8 слайд
Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме. Совокупность форм, объёдинённых по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения (И.М. Чередов).
9 слайд
В истории педагогики известны различные формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная система, Белл-Ланкастерская, Дальтон-план, план Трампа и др.
10 слайд
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на:
Индивидуальные;
Фронтальные;
Групповые;
Коллективные.
11 слайд
Индивидуальная форма обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально
с каждым учеником.
12 слайд
Фронтальная форма обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками в едином темпе и с общими задачами.
13 слайд
Групповая форма обучения - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах.
14 слайд
Коллективная форма обучения – отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
15 слайд
Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой:
Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы;
Класс работает по единому годовому плану и единым учебным программам;
Основной единицей занятия является урок;
16 слайд
Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой:
Продолжительность урока регламентируется Уставом образовательного учреждения с учётом гигиенических норм;
Работой учащихся на уроке руководит учитель.
17 слайд
Данная система была теоретически обоснована в XVII в. чешским педагогом Яном Амосом Коменским и описана им в книге «Великая дидактика».
Классной эта система называется потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определённого возраста, имеющей твёрдый состав и называемой классом.
18 слайд
Урочной – потому, что учебный процесс проводится в строго определённые отрезки времени – уроки. После Коменского значительный вклад в разработку теории урока внёс К.Д. Ушинский.
19 слайд
Преимущества классно-урочной системы обучения:
Чёткая организационная структура;
Удобства управления деятельностью класса;
20 слайд
Преимущества классно-урочной системы обучения:
Возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
Стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
21 слайд
Преимущества классно-урочной системы обучения:
Тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
Эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
Экономичность обучения, т.к. учитель работает одновременно с группой учащихся.
22 слайд
Недостатки классно-урочной системы обучения:
ориентация на среднего ученика, что создаёт значительные затруднения для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных;
ограниченное общение между учениками;
23 слайд
Недостатки классно-урочной системы обучения:
трудность учёта индивидуальных особенностей учеников;
одинаковый темп и ритм работы;
24 слайд
Классификация форм организации обучения:
По составу учащихся:
А) временные
Б) постоянные
25 слайд
По месту работы:
А) школьные (классы, лаборатории)
Б) внешкольные (дом, экскурсия, поход и т.д.)
Классификация форм организации обучения:
26 слайд
По времени работы:
А) классные
Б) внеклассные (соревнования, кружок, факультативы и т.д.)
Классификация форм организации обучения:
27 слайд
По характеру управления учителем учебной деятельностью учеников:
А) репродуктивные
Б) проблемно-поисковые В) исследовательские
Классификация форм организации обучения:
28 слайд
По дидактическим целям:
А) практика
Б) семинар
В) лекция
Классификация форм организации обучения:
29 слайд
Урок как основная форма обучения.
Существуют самые разнообразные формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, зачёт, экзамен, предметный кружок, мастерская, студия и т.д.
30 слайд
Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определённым составом учащихся – с классом – по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
31 слайд
Урок – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения (Б.М. Бим-Бад).
Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса (А.С. Агафонова).
32 слайд
Классификация уроков по дидактической цели В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И. Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова:
урок усвоения новых знаний;
урок усвоения навыков и умений;
урок комплексного применения знаний;
33 слайд
Классификация уроков по дидактической цели В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И. Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова:
урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и корректировки знаний, умений и навыков;
комбинированный урок.
34 слайд
Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведению И.Н. Казанцева:
По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем.
35 слайд
По способу проведения учебных занятий уроки делятся на:
уроки в виде лекций;
уроки в виде бесед;
Уроки-экскурсии;
36 слайд
По способу проведения учебных занятий уроки делятся на:
уроки самостоятельной работы учащихся в классе;
лабораторные и другие практические занятия.
37 слайд
Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса С.В. Иванова:
вводные уроки;
уроки первичного ознакомления с материалом;
38 слайд
Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса С.В. Иванова:
уроки образования понятий, установления законов, правил;
уроки применения полученных знаний на практике;
39 слайд
Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса С.В. Иванова:
уроки навыков;
уроки повторения и обобщения;
контрольные уроки;
смешанные или комбинированные уроки.
40 слайд
Обязательными элементами всех вышеназванных уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.
Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определённой последовательности согласно дидактическим целям.
41 слайд
Структура комбинированного урока:
Оргмомент
Проверка домашнего задания
Опрос
Сообщение по новой темы и задач, мотивация
42 слайд
Структура комбинированного урока:
Изложение нового материала
Закрепление нового материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Конец урока
43 слайд
Урок как организационная система обучения – явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 516 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Новгородская Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.