Инфоурок Другое ПрезентацииУсловия нормативного произношения. Артикуляционная гимнастика

Условия нормативного произношения. Артикуляционная гимнастика

Скачать материал
Скачать материал "Условия нормативного произношения. Артикуляционная гимнастика"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Условия нормативного произношения.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    1 слайд

    Условия нормативного произношения.
    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА


  • Речевой аппарат состоит из 2-ух тесно связанных между собой частей :ЦЕНТРА...

    2 слайд


    Речевой аппарат состоит из 2-ух тесно связанных между собой частей :

    ЦЕНТРАЛЬНОГО ( регулирующего)
    ПЕРЕФЕРИЧЕСКОГО(исполнительного)
    Периферический отдел делится:

    дыхательный голосовой
    артикуляционный

  • ДЫХАТЕЛЬНЫЙ            ОТДЕЛгрудная клетка    трахея                    бронхи

    3 слайд

    ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

    грудная клетка трахея бронхи

  • Голосовой отдел:

   гортань      с      голосовыми складками
Гортань-это шир...

    4 слайд

    Голосовой отдел:

    гортань с голосовыми складками
    Гортань-это широкая короткая трубка , состоит из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу- в дыхательное горло ( трахею)

  • Органы артикуляцииподвижныеязык
нижняя челюсть
губы
мягкое нёбонеподвижныеве...

    5 слайд

    Органы артикуляции

    подвижные
    язык
    нижняя челюсть
    губы
    мягкое нёбо
    неподвижные
    верхняя челюсть
    твёрдое нёбо

  • Язык-это  массивный мышечный орган, который заполняет почти всю ротовую полос...

    6 слайд

    Язык-это массивный мышечный орган, который заполняет почти всю ротовую полость
    Подвижная часть
    кончик языка
    передний край(лезвие) языка
    боковые края
    спинка языка
    Неподвижная часть
    корень языка
    Язык может быть массивным
    (макроглоссия), маленьким (микроглоссия)

  • Челюсти: должен быть сформирован правильный прикус ( должны быть сомкнуты  ко...

    7 слайд

    Челюсти: должен быть сформирован правильный прикус ( должны быть сомкнуты коренные зубы, верхние резцы находятся чуть впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их.
    Альвеолы:два выступающих ребристых бугорка с ложбинками между ними, находятся за верхними резцами.
    Твёрдое нёбо:находится за альвеолами, простирается в глубь ротовой полости и заканчивается мягким нёбом. На конце его находится маленький язычок, вибрация которого формирует грассирующий звук [р]. Твёрдое нёбо может быть высоким ( готическое) , плоским.

  • по месту своего образования звуки подразделяются: ГУБНЫЕ (образуются только...

    8 слайд

    по месту своего образования звуки подразделяются:
    ГУБНЫЕ (образуются только при помощи губ): Б.М;

    ГУБНО-ЗУБНЫЕ: В.Ф;

    ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ( произносимые при помощи передней части языка) Т.С.Ч;

    ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ( К,Г,Х).

  • УСЛОВИЯ НОРМАТИВНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ:

Развитие речевого слуха;

Развитие  речев...

    9 слайд

    УСЛОВИЯ НОРМАТИВНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ:

    Развитие речевого слуха;

    Развитие речевого дыхания ;

    Правильная артикуляция.

  • Артикуляционный уклад звука  “Ш”
·         губы вытянуты вперед и округлены,...

    10 слайд

    Артикуляционный уклад звука  “Ш”
    ·         губы вытянуты вперед и округлены,
    ·         зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
    ·         кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
    ·         средняя часть спинки языка прогибается,
    ·         задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
    ·         боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
    ·         сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
    ·         голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
     Артикуляционный уклад звука  “Р”
         ·    положение губ нейтральное,
    ·    зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
    ·    кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
    ·    спинка языка опущена,
    ·    задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
    ·    боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
    ·    сильная струя воздуха проходит посередине,
    ·    голосовые складки сомкнуты – производят голос.
    При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

    Артикуляционный уклад звука “С”
    ·         губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
    ·         зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
    ·         кончик языка упирается в нижние резцы,
    ·         передняя часть спинки языка выгнута,
    ·         боковые края языка прижаты к коренным зубам,
    ·         вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
    ·         между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
    ·         сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
    ·         голосовые складки разомкнуты – не производят голос.
     При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

  • Недостатки звукопроизношения:
Замены -звук заменяется на другой
( например:...

    11 слайд



    Недостатки звукопроизношения:
    Замены -звук заменяется на другой
    ( например: сапка/шапка/);

    Искажения- звук искажается вследствие различных причин;

    Отсутствие-звук отсутствует вовсе
    ( ыба/рыба/)


  • Дефекты произношения шипящих и свистящих ( С,З,Ш,Ж,Щ,Ц,Ч) называется 
Сигмати...

    12 слайд

    Дефекты произношения шипящих и свистящих ( С,З,Ш,Ж,Щ,Ц,Ч) называется
    Сигматизм- в том случае, если звук искажается
    Парасигматизм- если звук заменяется другим.



    ПРИЧИНЫ ПАРАСИГМАТИЗМА:

    1.нарушение фонематического восприятия и дифференциации звуков;
    2.иногда-нарушение движения органов речевого аппарата.
    С Т Т* С* Ш Д Д* З З* Ч Т * С*
    З Д Д* З* Ц Т Т* С С* Щ Т* С*
    Это- физиологические замены до трёх лет, связаны с онтогенезом фонематической системы языка.
    После трёх лет- это патология
    Патологические замены , не связанные с онтогенезом:
    З В,Х С Ф,Х Ш,Ж В,Х

  • Сигматизм:
Межзубный     Призубный    Губно-з...

    13 слайд

    Сигматизм:
    Межзубный Призубный Губно-зубной Боковой

    Шипящий Свистящий Носовой Щёчный

    Дефект озвончения Дефект смягчения









    Дефекты произношения :
    [Р]-ротоцизм и параротоцизм
    [Л]-ламбдацизм и параламдацизм
    [К]-капацизм и паракапацизм
    [Г]-гамацизм и парагамацизм
    [Х]- хитизм и парахитизм

  •  Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:
1. У...

    14 слайд

     Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:
    1. Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
    2. Учет конкретной формы нарушенного произношения;
    3.Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.



    Артикуляционная гимнастика может проводиться:
    фронтально (с группой), проводятся общеразвивающие упражнения;
    индивидуально;
    подгруппой (3-4 человека), проводятся упражнения для подготовки артикуляционного уклада определённого звука.

  •                          Артикуляционные упражнения :
 статические - удержани...

    15 слайд

      Артикуляционные упражнения :
    статические - удержание органов артикуляции в определенной позе, они служат для формирования артикуляционного уклада :
    -«улыбка»,
    - «трубочка»,
    - «окошко»,
    - «лопатка»,
    - «иголочка».
     динамические – многократное повторение одного и того же движения:





    -«улыбка-трубочка»,
    - «качели»,
    - «маятник»,
    -«лопатка-иголка».

  • Критерии подбора артикуляционных упражнений:
1.  учет нормальной артикуляции...

    16 слайд

    Критерии подбора артикуляционных упражнений:
    1.  учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
    2. учет конкретной формы нарушенного произношения;
    3.учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.
    Комплексы упражнений для активных органов артикуляции:
    -губ,
    -нижней челюсти,
    -языка,
    -мягкого нёба,
    -мимической мускулатуры (щёк).

  • Методика проведения упражнений:
1.     логопед или воспитатель рассказывает о...

    17 слайд

    Методика проведения упражнений:
    1.     логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;
    2.     предлагает образец выполнения упражнения;
    3.     контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.
     Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут.
    Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее
    пройдет постановка звука.

  • Несовершенства речевого дыхания:
--неумение рационально использовать выдох;...

    18 слайд



    Несовершенства речевого дыхания:
    --неумение рационально использовать выдох;
    -речь на вдохе;
    -неполное возобновление запаса воздуха.



    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:
    1.формирование сильного плавного ротового выдоха. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
    2.тренировка речевого дыхания.

  • ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

Параметры правильного ротового выдоха...

    19 слайд

    ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА


    Параметры правильного ротового выдоха:
    - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
    - выдох происходит плавно, а не толчками;
    - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
    - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
    - выдыхать следует, пока не закончится воздух;
    - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

  • Лети,бабочка!Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи...

    20 слайд

    Лети,бабочка!
    Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
    Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.


     

    Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
    -Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
    Педагог дует на бабочек.
    - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
    Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

    Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.




  • Этапы развития речевого дыхания:-пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;...

    21 слайд

    Этапы развития речевого дыхания:
    -пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
    - длительное произнесение некоторых согласных звуков –
    С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
    -произнесение слогов на одном выдохе;
    -произнесение слов на одном выдохе;
    -произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
    -чтение стихотворений;
    -пение песенок;
    -выразительный рассказ, пересказ текстов.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    22 слайд




    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.06.2020 214
    • PPTX 3.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смороднова Полина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смороднова Полина Сергеевна
    Смороднова Полина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90460
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 77 человек