X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Педагогическая поддержка ребенка в образовании

Педагогическая поддержка ребенка в образовании Теория, практика, проблема вне...
Поддержка как культурный феномен Поддержка – это поведение , отражающее тип ч...
Такой тип отношений ТОТАЛЬНО фиксирует тип позиций «СИЛЬНЫЙ-слабый»
Фиксация типа отношений и позиций в социальной практике
Что отражает слово «педагогическая» в словосочетаниях Социально-педагогическа...
Логика дифференциации детей «с проблемами» и специалистов, обязанных оказыват...
Ограничения модели социально-педагогической поддержки ребенка (модель опеки-з...
Образовательный смысл «педагогическая» в сочетании со словом «поддержка» или ...
Основания педагогической поддержки Поддержка как культурный феномен – взрослы...
Осознанный (рефлексивный) и целенаправленный (деятельностный) выход из тупика...
4 тактики педагогической поддержки ребенка в преодолении проблем Если причино...
НА ПОМОЩЬ и ПОДДЕРЖКУ РЕБЕНКУ В РАЗВИТИИ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ НАПР...
Класс
Автор

Педагогическая поддержка ребенка в образовании

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Педагогическая поддержка ребенка в образовании Теория, практика, проблема внедрения

2 слайд

Поддержка как культурный феномен Поддержка – это поведение , отражающее тип человеческих отношений, в основе которого лежит принцип гуманизма Данный тип поведения адекватен ситуации, в которой: кто-то в чем-то нуждается, но не может самостоятельно достичь желаемого; кто-то испытывает желание помочь достичь желаемого тому, кто не может самостоятельно достичь того, чего хочет.

3 слайд

Такой тип отношений ТОТАЛЬНО фиксирует тип позиций «СИЛЬНЫЙ-слабый»

4 слайд

Фиксация типа отношений и позиций в социальной практике

5 слайд

Что отражает слово «педагогическая» в словосочетаниях Социально-педагогическая поддержка Медико-педагогическая поддержка Психолого-педагогическая поддержка Очевидно во всех этих словосочетаниях есть указания на: Детский возраст человека, нуждающегося в поддержке; Наличие педагога, обязанного собственную деятельность сделать адекватной для работы с «проблемным» ребенком

6 слайд

Логика дифференциации детей «с проблемами» и специалистов, обязанных оказывать им разные типы «поддержки». Модель социально-педагогической поддержки. Проблемы со здоровьем Дети с аутизмом, ДЦП, ЗПР и т.п. Медики и коррекционные педагоги, педагоги без четкой специфики «под проблему» Проблемы с адаптацией к реалиям жизни или лишенные условий для нормальной жизни Дети из малообеспеченных семей; Дети с ассоциальным поведением и т.п. Работники детских комнат милиции, социальные педагоги и педагоги без четкой спецификации «под проблему» Проблемы с «САМО» в условиях «общественной заданности» Дети, не адекватные социальным нормам, соответствующим их возрасту. Психологи и педагоги (без четкой спецификации «под проблему»)

7 слайд

Ограничения модели социально-педагогической поддержки ребенка (модель опеки-заботы-защиты) Откуда берется данная модель? – из требований определенной части общества к государству: заботиться о детях, чьё качество ниже, чем у их сверстников, потому, что есть «ПРОБЛЕМА» Кредо социально-педагогической поддержки: «Мы обязаны создать ДЛЯ детей с проблемами такие условия, при которых качество их социализации не уступало бы качеству социализации их сверстников» ; В этой тотальной модели «опеки-заботы-защиты» ребенку априори и тотально отводятся позиции «СЛАБОГО» во имя которого и на благо которого должны трудиться все – государство, общество, родители, сверстники; Если те, кто должен тотально опекать- заботиться - защищать ребенка с проблемой этого делать не будут, то ребенок СТАНЕТ ЖЕРТВОЙ обстоятельств; Если же все будут стремиться ДЛЯ РЕБЕНКА делать всё возможное, то они рискуют СТАТЬ ЖЕРТВОЙ тотальных претензий данного ребенка к «опекунам», при этом претензии будут увеличиваться по мере взросления и появления новых желаний и потребностей у «объекта опеки-заботы-защиты Подтверждением тому – ситуация в семьях, когда престарелые родители уже не в силах брать на себя всю нагрузку по элементарному жизнеобеспечению повзрослевшего ребенка, а в нем не развиты ни потребность, ни элементарные умения делать ДЛЯ СЕБЯ ТО, ЧТО ОН МОГ БЫ ДЕЛАТЬ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

8 слайд

Образовательный смысл «педагогическая» в сочетании со словом «поддержка» или откуда берется иное, чем опекающее, культурное основания для понимания сути «поддержки» Смысл слова «образование» в данном контексте несет в себе процесс и результат явления - развития - образования чего-то нового, отличного от привычно существующего Откуда может появиться «новое из привычно существующего»? Из понимания, что рамки «привычного» мешают увидеть «потенциал сущего»; Из желания развить потенциал сущего до адекватных ему рамок; Из умения построить и осуществить деятельность по развитию потенциала, заложенного в сущном ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО РЕБЕНОК, У КОТОРОГО ЕСТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, БОЛЕЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ ДЕТИ, НУЖДАЕТСЯ В ОПЕКЕ. НО ТАКЖЕ ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО В ТАКОМ РЕБЕНКЕ, ТАК ЖЕ, КАК И У ЕГО СВЕРСТНИКОВ (У ЧЕЛОВЕКА – ВООБЩЕ), ЗАЛОЖЕНЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРАВЛЯТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ, БЫТЬ ОПОРОЙ И ПОДДЕРЖКОЙ САМОМУ СЕБЕ В ЭТОМ ПРЕОДОЛЕНИИ МЕРА ВЗРОСЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ.

9 слайд

Основания педагогической поддержки Поддержка как культурный феномен – взрослый человек должен защитить ребенка от проблем в том случае, если не ребенок, а его окружение является источником его проблем Поддержка как профессиональная деятельность – направлена на то, чтобы наблюдать, целенаправленно исследовать и развивать потенциал ребенка, дающий ему возможность быть самостоятельным в решении собственных проблем; Использовать различные тактики поддержки – «помощь», «содействие», «взаимодействие», как путь постепенного уменьшения опекающего воздействия на взаимодействие с ребенком как с субъектом собственной жизнедеятельности Видеть в проблеме ребенка – не угрозу, от которой его нужно оберечь, а возможность развивать и поддерживать его желания и возможности ее преодоления. Поддерживать ребенка на пути от СТРАХА перед проблемой к целенаправленной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ее преодолению.

10 слайд

Осознанный (рефлексивный) и целенаправленный (деятельностный) выход из тупика – это не только простое избавление ребенка от проблемы или облегчение ее, Это формирование опыта ребенка, где он сумел по максимому реализовать себя в качестве успешного и самостоятельного человека. ГДЕ ОН ИЗ «СЛАБОЙ», ОПЕКАЕМОЙ ПОЗИЦИИ, занимает наравне с поддерживающим его человеком или сообществом СИЛЬНУЮ позицию; СМЕНА ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА СО СЛАБОЙ НА СИЛЬНУЮ – ЭТО ТОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ, ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ, НА КОТОРЫЙ РАССЧИТАНА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОБЛЕМА ДЛЯ РЕБЕНКА – это ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (страх) И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (не знание и не умение с ней справляться) ТУПИК

11 слайд

4 тактики педагогической поддержки ребенка в преодолении проблем Если причиной возникновения проблем ребенка является не он сам, а стал жертвой неразрешенных проблем других людей – действует тактика «ЗАЩИТЫ» Если у ребенка объективно есть все возможности самостоятельно решить проблему, а он этого не делает (пассивен), не доверяя собственным силам – действует тактика «Помощи» Если ребенок активно действует, но во вред себе, значит у него не сформированы причинно-следственные связи – действует тактика «Содействие» Если ребенок хочет решить свою проблему и делает для этого на пределе собственных возможностей – научить его договариваться с другими людьми и обретать подкрепляющий ресурс – поможет тактика «Взаимодействие»

12 слайд

НА ПОМОЩЬ и ПОДДЕРЖКУ РЕБЕНКУ В РАЗВИТИИ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ НАПРАВЛЕНЫ НАШИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ: . НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ МЫ ВЫСТРОИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОПРЕДЕЛИВ ПРЕДМЕТОМ НАШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ И ОБРЕТЕНИИ ИМ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 10 лет (1986-1996 гг) мы вели экспериментальную деятельность, целью которой было исследование, выявление, развитие и построение условий, при которых стала бы возможной целенаправленная и продуктивная педагогическая деятельность по достижению выше обозначенной цели. В эксперименте были задействованы десятки школ из 15 регионов РФ. С 1992 по 2003 год шли совместные исследования в рамках поиска теоретических оснований и сравнительного анализа педагогической поддерживающей практике в рамках Международного проекта (Россия-Нидерланды-Великобритания-США). По итогам успешного завершения эксперимента Министерство образования РФ создало нормативно-правовую базу для создания и функционирования в российских школах института классных воспитателей, способных при соответствующей профессиональной подготовке, осуществлять самим и становится «системообразующей единицей» в школе, способной порождать, осуществлять и развивать деятельность по педагогической поддержке ребенка в образовании . По независящим от нас причинам и не по причинам слабости теоретических и практических результатов масштабная инновационная деятельность была свернута, а в ряде регионов – разрушена до основания. Главная причина этого явления кроется в том, настоящие инновации в системе образования бросают вызов самой СИСТЕМЕ во всем многообразии ее существования.