Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ –
ШАГ В СТОРОНУ ВУЗА
Из опыта планирования и преподавания курса
экономической и социальной
географии мира в 10 классе.
2 слайд
Теоретики
модульного обучения
П.А.Юцявичене (1989,1990)
Т.И.Шамова (1994)
П.И.Третьяков и И.В.Сенновский (1997).
3 слайд
Что такое модуль?
С латинского – «мера»:
в точных науках – коэффициент (или число), являющийся мерилом соответствующих величин;
в архитектуре – исходная мера, принятая для выражения крайних соотносительных размеров комплексов, сооружений и их частей;
в технике – функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством заменяемости.
4 слайд
В методике преподавания
модуль – это целевой функциональный узел,
в который объединены учебное содержание
и технология овладения им.
5 слайд
Сущность
модульного обучения:
ученик
самостоятельно
(или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности
в процессе работы с модулем
6 слайд
Как ?
Ученик имеет у себя инструкцию,
в которой определены
цели усвоения модуля,
источники учебного материала,
способы действий и т.д
7 слайд
Роль учителя:
составление инструкций,
консультации,
контроль усвоения
знаний,
умений
и навыков.
8 слайд
Типизация модулей
С.Е.Кутейников, учитель из Княжьих Гор:
учебный элемент – это модуль первого порядка;
модуль, соответствующий уроку, есть модуль второго порядка;
модуль, соответствующий теме, - модуль третьего порядка;
модуль, вбирающий содержание курса, - модуль четвертого порядка;
весь учебный предмет в полном школьном содержании – модуль пятого порядка.
9 слайд
Блочно-модульное обучение
З.Ф.Добрякова, учитель из Московской обл.:
в каждом блоке (по 8-10 часов) представлены такие модули обучения:
I модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий;
II модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы;
III модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
10 слайд
Модульные программы
М.М.Губа, учитель из Тюменской обл.:
в модули сведены отдельные темы курса,
а структурирование модулей –
на уровне типов уроков
и форм организации деятельности учащихся.
11 слайд
Плюсы и минусы
«+»
модульная технология привлекательна с точки зрения универсальности и мобильности;
«-»
она предполагает
коренную перестройку
учебного процесса.
12 слайд
Блочно-модульное планирование
результат приведения хорошо известных форм и методов работы в систему,
которая оптимизирует учебный процесс в плане его вариативности и гуманизации
и позволяет следовать таким дидактическим принципам:
отбор и генерализация учебного материала,
рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов,
общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда учащихся,
ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений.
13 слайд
Сущность планирования:
разделение
программного материала
на крупные блоки-темы,
в пределах которых выделяются модули трех типов:
модули содержания,
модули обучения,
модули контроля.
14 слайд
Принятые сокращения учебных модулей
Модули содержания (М – С):
СБУ – элементы содержания базового уровня
СПУ - элементы содержания продвинутого уровня
КАУ – категориальный аппарат урока
НОМ – географическая номенклатура
ПРР – рекомендованные практические работы
15 слайд
Модули содержания
СБУ: элементы обязательного минимума содержания;
СПУ: элементы содержания повышенного уровня - соответствуют программе, положенной в основу планирования;
КАУ: элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия.
16 слайд
Модули обучения
лекции;
семинары;
уроки-практикумы;
повторительно - обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий;
уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки;
самостоятельные работы учащихся.
17 слайд
Модули контроля
Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору.
Персональный контроль – это форма «тихого» опроса.
Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса (работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант).
Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.
18 слайд
Достоинства БМО
Во-первых,
ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д.
19 слайд
Во-вторых,
выбирая форму отчета,
он находится в более
комфортных
психологических
условиях.
20 слайд
В-третьих,
каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала,
который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам.
21 слайд
В-четвертых, на уроках
между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества,
где каждый имеет возможность проявить себя с лучшей стороны.
22 слайд
Пример планирования блока
23 слайд
Содержание блока:
ОМС: Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география главных международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
24 слайд
СПУ: Естественное движение населения. Концепция демографического перехода. Региональные различия в демографической ситуации. Демография. Структура населения. Этнография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Образовательный состав населения как показатель его «качества». «Утечка умов». Мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах. Экологические проблемы больших городов.
25 слайд
Урок 11.
Население мира в начале XXI века.
(Лекция)
КАУ: география населения как ветвь экономической и социальной географии; демографическая история населения мира.
26 слайд
Урок 12. Численность и воспроизводство населения.
(Совместное изучение темы)
КАУ: воспроизводство населения; естественное движение населения; первый тип воспроизводства; второй тип воспроизводства; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; демографическая политика; демографический переход.
НОМ: первая десятка стран мира по численности населения.
ПРР: Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.
27 слайд
Урок 13.
Состав (структура) населения.
(Практическая работа)
КАУ: экономически активное население; этнос; однонациональные, многонациональные государства; межнациональные отношения.
ПРР: Сравнение состава и структуры населения различных регионов Земли.
28 слайд
Урок 14.
Размещение и миграции населения.
(Практическая работа)
КАУ: трудовые миграции; «утечка умов».
НОМ: мировые потоки миграций
ПРР: Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и Евразии.
29 слайд
Урок 15.
Урбанизация как глобальный процесс.
(Семинар)
КАУ: урбанизация; «городской взрыв»; геоурбанистика.
НОМ: десятка крупнейших городов мира.
ПРР: Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.).
30 слайд
Урок 16. (Урок-конференция.) Население и окружающая среда.
КАУ: качество населения.
ПРР: Объяснение (на базе учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.
31 слайд
В итоге
такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу,
где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно,
где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и
где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
32 слайд
Спасибо за внимание!
Е.Н.Иванова
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Самылова Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.