Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Содержание логопедической работы по формированию
самоконтроля у дошкольников
Учитель – логопед
Дудакова Людмила Геннадьевна
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б.Эльконин.
2 слайд
Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач
(П.Я. Гальперин).
3 слайд
Создание педагогических условий:
- применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения учебного материала;
- использование индивидуального контроля;
- разработка и применение методических пособий, учитывающих методы и приемы обучения "алгоритму контроля";
- последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;
- привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля, опираясь на реальные предметы или изображения;
- постепенное усложнение действия контроля по мере овладения учащимися данным умением;
- использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;
- целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля;
- постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык;
- изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.
Целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.
4 слайд
Поэтапное формирование самоконтроля:
I - этап - ориентировка в задании;
II – этап - выполнение задания;
III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.
5 слайд
На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:
- активизация слухового внимания оптимальными средствами;
- подбором специальных заданий, упрощенных и интересных для детей, заставляющих ребенка вслушиваться в задание взрослого.
Основная цель - научить ребенка выделять эти задания
вниманием и запоминать их.
6 слайд
На этапе выполнения задания педагог учит ребенка:
сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом;
оценивать правильность своих действий;
- исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.
Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.
7 слайд
На этапе оценки полученного результата
с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:
- дается алгоритм и пример оценки педагога, дается серия специально подобранных упражнений;
- производится оценка ребенком своего труда.
Затем предварительно создается ориентировочная основа действий самоконтроля:
1. Вспомни задание - что нужно было сделать.
2. По каким правилам - какие правила ты выполнил.
3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.
8 слайд
Подготовительный этап
Цель: формирование операций слухового, кинестетического и кинетического контроля и самоконтроля.
Задачи:
Сформировать правильный артикуляционный уклад звука;
Формирование фонематического слуха;
Формирование внимания и навыка самоконтроля за выполнением движений.
Использование специальных комплексов артикуляционной гимнастики для выработки артикуляции нарушенного звука
9 слайд
Подготовительный этап
10 слайд
Работа над дыханием и голосом
использование символов гласных звуков
зрительные символы для обозначения звуков картинки символами
А У О И Э
11 слайд
Постановка звука
Задачи:
Поставить правильный артикуляционный уклад;
Закрепить правильный артикуляционный уклад через звукоподражания, слоги и слова;
Развивать фонематический слухи и фонематическое восприятие на материале слова.
Формирование навыка самоконтроля за последовательным выполнением движений и правильным произношением звука.
12 слайд
Этап - постановка звука
Порядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука «Ж»
Положение губПоложение зубов Символ теплой Работа связок
струи воздуха
Личный
показ
13 слайд
Этап - автоматизация звука
место звука в слове мягкость и твердость согласного
(начало, середина, конец)
14 слайд
Этап - автоматизация звука
Выделение количества звуков (слогов) в слове
(размещение предметов в нужные вагончики)
15 слайд
16 слайд
Этап - автоматизация звука
Схема цепного текста
Однажды Ч поехала к чукчам
Чукчи живут в чуме.
В чуме горит очаг.
На очаге подогрели чай.
Чаем напоили Ч
Отработка звука Ч
Послушай рассказ . Перескажи текст, опираясь на картинки.
17 слайд
Этап - автоматизация звука
Тема: Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА»
(составление предложений по схеме)
18 слайд
Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).
19 слайд
Посидим в тишине Е.Благинина
Загадки запоминалки:
Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках (если сшить эти лоскутки попорядку, получится стихотворное полотно).
Пусть взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить.
20 слайд
Использование мнемотаблиц в связной речи Зимовье зверей
21 слайд
Спасибо за внимание
Желаю успехов!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 236 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гаррес Владимир Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.