Инфоурок Другое ПрезентацииФормирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознанию

Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознанию

Скачать материал
Скачать материал "Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознанию"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществозна...

    1 слайд

    Формирование критического мышления
    в процессе обучения истории и обществознанию.
    Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обществознания второй квалификационной категории
    МОУОО «Селезнёвская средняя общеобразовательная школа»

  •  Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики форми...

    2 слайд

     
    Особенности подготовки и проведения уроков
    с использованием методики формирования критического мышления
     
    Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока.
     
    Подготовка к уроку:
    предварительный анализ учителем материала изучаемой темы;
    выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке;
    диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы;
    подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.

  • Изменения в структуре урока.Применение методики формирования критического мыш...

    3 слайд

    Изменения в структуре урока.
    Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).
    Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.
    Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
    Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

  • Приемы, используемые на стадии вызова.Цель: 
актуализация знаний учащихся по...

    4 слайд

    Приемы, используемые на стадии вызова.
    Цель:
    актуализация знаний учащихся по изучаемой теме;
    обеспечение мотивации предстоящей деятельности;
    подготовка учащихся к выполнению последующей работы;
    создание ситуации успеха на уроке.


  • Прием “Я уже знаю”Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлага...

    5 слайд

    Прием “Я уже знаю”
    Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
    “Сброс идей в корзину”:учитель фиксирует реплики на доске.
    Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.



  • Пример.

    6 слайд

    Пример.


  • Прием “Лови ошибку”.Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочну...

    7 слайд

    Прием “Лови ошибку”.
    Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
    Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
    А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
    Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
    Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
    Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

  • Пример. Тема: «Письменность Древнего Востока» 
«В египетском письме более 700...

    8 слайд

    Пример.
    Тема: «Письменность Древнего Востока»
    «В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок)  
    Тема « В Древнем Египте»
    « По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й.
     Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.
     

  • Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления.Цель: 
  разв...

    9 слайд

    Приемы, используемые при работе с текстом
    на стадии осмысления.
    Цель:
    развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;
    достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.
     


  • Прием “Анализ текста по предложенной схеме”.Учащиеся получают доступный для п...

    10 слайд

    Прием “Анализ текста по предложенной схеме”.
    Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа.
    Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.
    Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов
    Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.

  • Пример. («История России», 6класс)

    11 слайд

    Пример.
    («История России», 6класс)

  • Примеры вопросов для старшеклассников.Определить название, автора, дату созда...

    12 слайд

    Примеры вопросов для старшеклассников.
    Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа;
    Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т.д.);
    Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ;
    Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?);
    Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные);
    Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе;
    Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные);
    Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе;
    Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа;
    Выявить стилистические особенности текста;
    Определить уровень эмоциональности;
    Провести возможное сравнение с другими документами;
    Определить историческое значение документа;
    Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.

  • Прием “Двойной дневник”Учитель предлагает изучить определенный текст.
Учащиес...

    13 слайд

    Прием “Двойной дневник”
    Учитель предлагает изучить определенный текст.
    Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части:
    в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста;
    во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

  • Примеры. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются...

    14 слайд

    Примеры.
    Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;
    Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;
    Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;
    Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;
    Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.

  • Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии).Цель: 
формирование у...

    15 слайд

    Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии).
    Цель:
    формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;
    развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Прием “Интервью”.После  изучения учебного материала, учитель делит учащихся н...

    16 слайд

    Прием “Интервью”.
    После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы.
    Цель- не односторонний ответ на вопрос, а «защита» позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками.
    Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:
    1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке;
    2 – вопросы, требующие отдельного исследования;
    3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.



  • Пример. Тема: «Общественная жизнь при Николае I», 10 класс. 
Ученики делятся...

    17 слайд

    Пример.
    Тема: «Общественная жизнь при Николае I», 10 класс.
    Ученики делятся на 3 группы:
    славянофилы;
    западники;
    русские социалисты (среди них кто-то «отвечает» за идеи Герцена и Огарёва, кто-то –за идеи Бакунина, кто-то защищает взгляды Белинского).
    Выступления лучше осуществлять от имени какого-то конкретного исторического персонажа. Возможен вариант, при котором ученики отвечают от имени разных представителей того или иного направления. Ученикам задается ряд вопросов, а они от имени своих персонажей озвучивают ответ.
    Вопросы:
    Каково ваше отношение к самодержавию?
    Каков по вашему мнению наилучший государственный строй?
    Что вы думаете о крепостном праве?
    Что вы думаете о русской истории? Как вы относитесь к преобразованиям Петра? Есть ли у России свой особый путь, отличный от западного? Что вы думаете о Западе?
    Как вы относитесь к русской крестьянской общине?

  • Прием “Написание эссе”.Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложи...

    18 слайд

    Прием “Написание эссе”.
    Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания).
    Эссе-размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что…”, далее следует аргументация взглядов автора.
    Эссе-ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.



  • Пример. Тема: «Семья и брак», 11 класс. 
Проблема: Что является самым главным...

    19 слайд

    Пример.
    Тема: «Семья и брак», 11 класс.
    Проблема: Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи?
    Тема: «Субъекты политической жизни», 10 класс.
    Проблема: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества?
    Тема: «Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.», 9 класс.
    Проблема: Какова ваша позиция по вопросу развязывания «холодной войны»?Одни историки приписывают главную вину Западу, другие-СССР, третьи- обеим сторонам.




  • Прием “Завершим схему”.Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно н...

    20 слайд

    Прием “Завершим схему”.
    Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему.
    Заполнить пробелы в схеме.
    Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы.
    Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.

  • Пример.

    21 слайд

    Пример.

  • Ещё можно использовать такие приемы, как:
 “Составление логической цепочки”;...

    22 слайд

    Ещё можно использовать такие приемы, как:
    “Составление логической цепочки”;
    “Учимся сообща”;
    “Учебный мозговой штурм”;
    Работа в группах с использованием приема
    “Шляпы мышления”.







  • Подготовка и проведение урока-лекции.Цель: в доступной форме преподнести учащ...

    23 слайд

    Подготовка и проведение урока-лекции.
    Цель: в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками.
    Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях:
    при изучении сложного теоретического материала;
    при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин;
    если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника);
    при систематизации и обобщении обширных сведений;
    если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция).
    Описание работы по подготовке и проведению лекции.
    I. Подготовка к лекции:
    разработка содержания лекции – материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не повторять или суммировать его;
    разработка структуры лекции – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе лекции; определение основных этапов – вводной части, основной части, заключения, обеспечение логической связи между этапами лекции;
    подготовка конспекта лекции;
    II. Проведение лекции:
    перед началом лекции формулируются вопросы, ответы на которые дает учитель в ходе лекции;
    сформулированные вопросы записываются на доске, чтобы учащимся легче было фиксировать свое внимание на главном в содержании лекции, в заключении по каждому из поставленных вопросов делается вывод;
    3. составить план прослушанной лекции, либо тезисы по предложенному учителем плану;
    4. самостоятельно заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала, либо в конце лекции
    5. Найти ответы на поставленные вопросы в изложении учителя;
    Каждые 10-15 минут в процессе изложения лекции необходимо предусмотреть паузы, связанные с изменением характера деятельности учащихся, например, задать вопросы, поинтересоваться мнением учащихся, продемонстрировать слайды.

  • Спасибо за внимание!Селезнёво 2011

    24 слайд

    Спасибо за внимание!

    Селезнёво 2011

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.07.2020 194
    • PPTX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тяжлова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тяжлова Татьяна Петровна
    Тяжлова Татьяна Петровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79204
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 20 регионов

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов