Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Факторы развития одаренности
Корчуганова Ирина Павловна,
доцент, кандидат психологических наук
26.04.2011
2 слайд
Потенциал человека необъятен и часто скрыт в глубинах его индивидуальности
Иногда взрослый человек, тем более ребенок, не знает своих возможностей
Талант педагога состоит в умении раскрывать таланты своих учеников
3 слайд
Целевые программы:
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”
Программа развития образования Ленинградской области 2010 – 2015гг.
Вопрос возможности влияния на развитие одаренности средствами не только обучения, но и воспитания остается актуальным
В данном случае основное внимание сосредоточено на факторах и условиях развития одаренности
4 слайд
В современной психологической литературе одаренность рассматривается как наличие внутренних условий для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой либо деятельности
Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности
5 слайд
Таланты рядом с нами, важно уметь их видеть и помнить о них
Иван Петрович Павлов
один из выдающихся учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; первый российский лауреат Нобелевской премии. Осуществил открытие в области медицины и нейрофизиологии
«...я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство» И.П.Павлов
6 слайд
Памятник И.П.Павлову в Колтушах
Психофизологическая теория И.П.Павлова
Логическим ядром всей системы понятий у Павлова (1952), как и у И. М.Сеченова, является принцип рефлекса. Павлов, указывая на исходный характер понятия рефлекса, раскрывает его производный характер по отношению к более общим биологическим законам и самым общим физическим принципам
Так, любая физическая материальная система может существовать как "данная отдельность", лишь подчиняясь принципу уравновешивания с окружающей средой. Это же относится и к организму.
Если перевести этот общий закон уравновешивания с языка терминов механики, физики и химии в термины более частного, биологического языка, указывает Павлов (1949), мы получим основной биологический принцип приспособления организма к окружающей среде. В свою очередь, по отношению к этому общебиологическому принципу рефлекс выступает его частной формой
Л. Веккер
7 слайд
Институт физиологии имени И.П. Павлова РАН
Колтуши
Среди личностных качеств, свойственных выдающимся ученым, обращают на себя внимание:
интеллектуальная и творческая активность;
стремление к исследовательской, а затем и к научной деятельности;
научная целеустремленность;
гражданская и научная смелость; независимость взглядов;
требовательность к себе и окружающим; незаурядность личности
8 слайд
Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им социального жизненного опыта
В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов, его способностей, приобретения им знаний, умений и навыков,
воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям
9 слайд
Воспитание не является отдельным процессом, а стороной научения, имеющей много общего и отличного [Немов Р.С., 1998].
Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими – результаты научения
10 слайд
11 слайд
Основные категории
Взаимодействие внешних и внутренних факторов в их совместном влиянии на развитие одаренности может быть отражено категориями:
воспитание,
развитие,
одаренность,
среда,
образовательная среда,
развивающая среда,
условие, фактор
12 слайд
Совокупность всех условий объединяется понятием среда
понятия “cреда” характеризует совокупность условий и особенности их отражения: избирательное отношение к определенным условиям, ценностные ориентиры, предпочтения и т.п.
В психолого-педагогическом контексте часто применяются понятия: социальная среда, среда развития, образовательная среда, воспитательная среда, учебная среда
13 слайд
Фактор понимается как движущая сила процесса, определяющая его характер в целом или отдельные черты, направление развития и результат
В психологии развития, изучающей психику и человеческий организм во все возрастные периоды, выделяют биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие
14 слайд
С точки зрения локализации воздействия движущих сил, факторы развития принято рассматривать как внешние и внутренние Исходя из этого, биологические процессы относят к факторам внутренним, социальные – к внешним
Внешние социальные факторы можно представить на трех уровнях:
микросоциум - семья, ближайшее окружение;
мезосоциум - образовательное пространство (образовательная среда);
макросоциум - системы образования и общего социального развития общества; уровень развития науки; возможность доступа к мировым достижениям науки и культуры и т.п.
Определяющее значение как макросоциальный фактор (образовательное пространство) имеет образовательная стратегия (образовательная политика) и признание развития одаренности как приоритетного направления в развитии образования, направленность его на выявление и развитие одаренности, поддержку талантливых детей
15 слайд
Единство влияния внешних и внутренних факторов на развитие личности
16 слайд
17 слайд
В каком случае среда может способствовать развитию одаренности?
Ответ достаточно очевиден: в том случае, если условия, ее составляющие, соответствуют факторам (движущим силам развития одаренности)
18 слайд
19 слайд
К личностным проявлениям одаренности можно отнести:
выраженную направленность интересов;
особенности ценностных ориентаций – личностную значимость определенного вида деятельности, ее творческий характер;
повышенную мотивацию достижения (преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач);
личностную зрелость;
развитие метапотребностей (потребностей роста А.Маслоу), стремление к самоактуализации, готовность к саморазвитию
20 слайд
Рассматривать развитие одаренности важно также в контексте вопроса самореализации личностного потенциала
Возможность достичь уровня самоатуализации А.Маслоу связывал с формированием метапотребностей, к числу которых относил:
целостность, завершенность, совершенство,
законность, активность, богатство проявления (сложность и дифференциация),
сочетание простоты и красоты, доброту,
уникальность, легкость осуществления, игру, стремление к истине, честность, реалистичность, независимость, самостоятельность
21 слайд
Влияние факторов и условий на развитие одаренности
Свойства одаренной личности
Факторы развития
Деятельность
Условия
Среда
Результат
22 слайд
Сферы развития одаренности
Область свободного творчества и инноваций
Потенциальные возможности
Актуальная
одаренность
Зона ближайшего развития
23 слайд
А Актуальный уровень развития способностей
Актуальная одаренность
Уровень гарантированной возможности достижения положительного результата и успеха
Педагог знает особенности проявления способностей и возможности ребенка
Условия
Знание личностных особенностей и способностей
Обеспечение продуктивной активности
Наблюдение
Закрепление знаний, умений, навыков и положительного опыта
24 слайд
Б Зона ближайшего развития
Возможность достижения результата, если ресурс для развития достаточен, т.е. при условии “посильного напряжения”
Уровень, где возможно начало формирования ЗУН и психологических новообразований.
Освоение нового в зоне возможного ближайшего развития
Обязательное условие – продвижение вперед, развитие
Анализ динамики развития
Психологическое напряжение (цена усилий) не должна преобладать над успешностью деятельности
25 слайд
26 слайд
В Область
потенциальных возможностей развития
Уровень возможного (вероятностного) успеха
Проектирование развития
Анализ развития, рефлексия, пошаговое корректирование и управление процессом развития по результатам
Формирующее и развивающее оценивание
Освоение личностного потенциала
Качество проектирования определяется возможностью достижения предполагаемого или не предполагаемого позитивного результата и наличием признаков развития одаренности
27 слайд
Н Сфера свободного творчества
Область инноваций Ноосфера
Уровень негарантированного успеха и дивергентного развития
Креативность
Обоснованный эксперимент
Умение определить допустимую степень риска
Обеспечение условий свободного творчества Сопровождение процесса развития, поддержка творческой и исследовательской направленности Анализ достижений
Сопровождение процесса развития одаренности и Умение определить проявления таланта
Поддержка проявлений одаренности и таланта
28 слайд
Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла
Опасность “злого гения” в его направленности
Пусть не каждый человек гениален, но талантливых немало
Не каждый талантлив, но одаренных много
Нет людей, не имеющих способностей
Талантливыми и гениальными становятся лишь те, кому удается понять и развить способности
29 слайд
Направленность личности – путеводная звезда
Возможности - бескрайнее море;
благоприятные условия - хорошая погода, попутный ветер;
факторы - направление ветра;
личность – корабль;
личностный потенциал, личностные свойства – паруса;
cамосознание - капитан корабля
30 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 660 073 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Домославская Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
7 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.