Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Формирование языковой культуры на уроках русского языка.
2 слайд
Автор осуществляет речевое действие — создает речевое произведение, а действие читателя или слушателя заключается в восприятии и понимании текста.
3 слайд
Восприятие и понимание текста происходит на трех уровнях:
на первом — человек, воспринимающий текст, осознает только значения лингвистических единиц, часто не понимая высказывания в целом;
на втором — слушающий или читающий соотносит смысл текста с какой-либо ситуацией действительности;
на третьем — человек пытается понять замысел автора.
4 слайд
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты
И. Бунин
5 слайд
Определите значение слов в тексте, используя словари :
родник
голубец
лубочная
иконка
березовый
корец
рабство
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты
И. Бунин
6 слайд
родник — водный источник, текущий из глубины земли, ключ;
голубец — деревянный крест с двускатной крышей;
лубочная иконка — дешевое массовое изображение святых;
березовый корец — ковш для черпанья воды;
рабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина.
7 слайд
Опишите художественную картину, которая рисуется в воображении:
Лес, ручей, над которым возвышается крест с почерневшей от времени иконкой, рядом лежит берестяной ковш для питья..
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты
И. Бунин
Затем картина расширяется, и читатель уже видит Россию, всю страну.
8 слайд
Роман «Евгений Онегин»
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе... (гл. V)
9 слайд
значение слова погода
значение этого слова во фразеологизме ждать у моря погоды
10 слайд
И. С. Тургенев «Бежин луг»
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго.
11 слайд
В языке сохранились слова погожий (денек) «хороший», распогодилось «установилась хорошая погода», а также слово с противоположным значением — непогода.
12 слайд
Само существительное погода образовано от глагола годить «ждать удобного времени»
13 слайд
Вспомните значение слова парус.
Бухты изрезали нижний берег,
Все паруса убежали в море...
А. Ахматовой
Здесь под словом парус подразумевается парусная лодка.
14 слайд
Замените выделенное слово словом лодка и опишите, что изменилось в увиденной картине.
Бухты изрезали нижний берег,
Все паруса убежали в море...
А. Ахматовой
Учащиеся приходят к выводу, что изменение одного слова в тексте меняет восприятие описываемой картины.
15 слайд
1884 Поленов В.Д. "Лодка.
16 слайд
Теперь рассмотрим несколько примеров развития способности конструировать семантические связи — определять значение слова по контексту и формулировать лингвистические понятия.
17 слайд
Что означает слово тройка ?
18 слайд
Представьте картину
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А.С.Пушкин)
19 слайд
20 слайд
упряжка из трех лошадей.
21 слайд
Тройка —
1. Цифра, обозначающая число три — три единицы
2. Оценка, состоящая из трех баллов.
3.Костюм, состоящий из трех вещей.
22 слайд
4. Упряжка из трех лошадей
23 слайд
Везде присутствует компонент три. Ученики делают вывод о том, что перед ними многозначное слово, имеющее общий компонент.
24 слайд
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут...
(Бунин).
Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Докажите, что перед вами многозначное слово.
25 слайд
1) растение, цветки которого похожи по форме на маленькие колокола;
26 слайд
Скачет пристяжная, снегом обдает...
Сонный зимний ветер надо мной поет,
В полусне волнуясь, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.
(А. К. Толстой).
2) маленький колокол.
27 слайд
Для развития речевых способностей школьников важно формирование знаний о лексических и грамматических законах построения речи, а также выработка умения строить смысловые связи в тексте.
28 слайд
Отскакивает мгла
от окон школы,
звонят из-за угла
колокола Николы.
И дом мой маскарадный
(двуличья признак!)
под козырек парадной
берет мой призрак. И. Бродский
29 слайд
Выделите грамматические основы предложений:
отскакивает мгла,
звонят колокола ,
дом берет.
инверсия
30 слайд
Прислушаемся к звукам стихотворения.
Первая часть произведения наполнена сочетанием звуков [а], [к], [о], [л], мы слышим звон колоколов, напевность и видим свет, идущий от школы. В душе читателя возникают теплые и светлые чувства.
Отскакивает мгла
от окон школы,
звонят из-за угла
колокола Николы.
31 слайд
Во второй части преобладающими становятся звуки [р], [з], и мы понимаем, что характер стиха меняется: он становится более жестким
И дом мой маскарадный
(двуличья признак!)
под козырек парадной
берет мой призрак.
32 слайд
Противопоставление этих двух частей текста, возможно, связано с несовместимостью между надеждами юности, возвышенными стремлениями и взрослой жизнью человека, вынужденного подчиняться обстоятельствам, противным его душе, не в силу этого жить двойной жизнью.
33 слайд
Мы могли убедиться в том, как сложна работа читателя или слушателя по пониманию высказывания, и нам, учителям, на уроках русского языка необходимо воспитывать чуткое отношение к слову, внимание к его внешнему и внутреннему облику для того, чтобы сформировать у учащихся нормы общения.
34 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 610 726 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Патратий Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.