Инфоурок Другое ПрезентацииФормирование языковой культуры на уроках русского языка

Формирование языковой культуры на уроках русского языка

Скачать материал
Скачать материал "Формирование языковой культуры на уроках русского языка"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Формирование языковой культуры на уроках русского языка.

    1 слайд

    Формирование языковой культуры на уроках русского языка.

  • Автор осуществляет речевое действие — создает речевое произведение, а дейст...

    2 слайд

    Автор осуществляет речевое действие — создает речевое произведение, а действие читателя или слушателя заключается в восприятии и понимании текста.

  • Восприятие и понимание текста происходит на трех уровнях:  на первом — челове...

    3 слайд

    Восприятие и понимание текста происходит на трех уровнях:
    на первом — человек, воспринимающий текст, осознает только значения лингвистических единиц, часто не понимая высказывания в целом;
    на втором — слушающий или читающий соотносит смысл текста с какой-либо ситуацией действительности;
    на третьем — человек пытается понять замысел автора.

  • В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
 Над родником старинный голубец 
С л...

    4 слайд

    В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
    Над родником старинный голубец
    С лубочной почерневшею иконкой,
    А в роднике березовый корец.

    Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
    Тысячелетней рабской нищеты.
    Но этот крест, но этот ковшик белый...
    Смиренные, родимые черты
    И. Бунин

  • Определите значение слов в тексте, используя словари :родник 
голубец 
лубочн...

    5 слайд

    Определите значение слов в тексте, используя словари :
    родник
    голубец
    лубочная
    иконка
    березовый
    корец
    рабство
    В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
    Над родником старинный голубец
    С лубочной почерневшею иконкой,
    А в роднике березовый корец.

    Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
    Тысячелетней рабской нищеты.
    Но этот крест, но этот ковшик белый...
    Смиренные, родимые черты
    И. Бунин

  • родник — водный источник, текущий из глубины земли, ключ;
голубец — деревянны...

    6 слайд

    родник — водный источник, текущий из глубины земли, ключ;
    голубец — деревянный крест с двускатной крышей;
    лубочная иконка — дешевое массовое изображение святых;
    березовый корец — ковш для черпанья воды;
    рабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина.

  • Опишите художественную картину, которая  рисуется в воображении:  Лес, ручей,...

    7 слайд

    Опишите художественную картину, которая рисуется в воображении:
    Лес, ручей, над которым возвышается крест с почерневшей от времени иконкой, рядом лежит берестяной ковш для питья..


    В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
    Над родником старинный голубец
    С лубочной почерневшею иконкой,
    А в роднике березовый корец.

    Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
    Тысячелетней рабской нищеты.
    Но этот крест, но этот ковшик белый...
    Смиренные, родимые черты
    И. Бунин
    Затем картина расширяется, и читатель уже видит Россию, всю страну.

  • Роман «Евгений Онегин»    В тот год осенняя погода 
  Стояла долго на дворе.....

    8 слайд

    Роман «Евгений Онегин»
    В тот год осенняя погода
    Стояла долго на дворе... (гл. V)

  • значение слова погода 
значение этого слова во фразеологизме ждать у моря пог...

    9 слайд

    значение слова погода
    значение этого слова во фразеологизме ждать у моря погоды

  • И. С. Тургенев «Бежин луг»   Был прекрасный июльский день, один из тех дней,...

    10 слайд

    И. С. Тургенев «Бежин луг»
    Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго.

  • В языке сохранились слова        погожий (денек) «хороший», распогодилось «ус...

    11 слайд

    В языке сохранились слова погожий (денек) «хороший», распогодилось «установилась хорошая погода», а также слово с противоположным значением — непогода.

  • Само существительное погода образовано от глагола годить «ждать удобного вре...

    12 слайд

    Само существительное погода образовано от глагола годить «ждать удобного времени»

  • Вспомните значение слова парус.    Бухты изрезали нижний берег, 
    Все пару...

    13 слайд

    Вспомните значение слова парус.
    Бухты изрезали нижний берег,
    Все паруса убежали в море...
    А. Ахматовой


    Здесь под словом парус подразумевается парусная лодка.

  • Замените выделенное слово словом лодка и опишите, что изменилось в увиденной...

    14 слайд

    Замените выделенное слово словом лодка и опишите, что изменилось в увиденной картине.
    Бухты изрезали нижний берег,
    Все паруса убежали в море...
    А. Ахматовой

    Учащиеся приходят к выводу, что изменение одного слова в тексте меняет восприятие описываемой картины.

  • 1884 Поленов В.Д. "Лодка.

    15 слайд

    1884 Поленов В.Д. "Лодка.

  • Теперь рассмотрим несколько примеров развития способности конструировать сем...

    16 слайд

    Теперь рассмотрим несколько примеров развития способности конструировать семантические связи — определять значение слова по контексту и формулировать лингвистические понятия.

  • Что означает слово тройка ?

    17 слайд

    Что означает слово тройка ?

  • Представьте  картину По дороге зимней, скучной  
Тройка борзая бежит,
 Колоко...

    18 слайд

    Представьте картину
    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.
    (А.С.Пушкин)

  • 19 слайд

  • упряжка из трех лошадей.

    20 слайд

    упряжка из трех лошадей.

  • Тройка — 1. Цифра, обозначающая число три — три единицы...

    21 слайд


    Тройка —
    1. Цифра, обозначающая число три — три единицы



    2. Оценка, состоящая из трех баллов.
    3.Костюм, состоящий из трех вещей.

  • 4. Упряжка из трех лошадей

    22 слайд

    4. Упряжка из трех лошадей

  • Везде присутствует компонент три. Ученики делают вывод о том, что перед н...

    23 слайд

    Везде присутствует компонент три. Ученики делают вывод о том, что перед ними многозначное слово, имеющее общий компонент.

  • Все темней и кудрявей березовый лес   зеленеет;
   Колокольчики ландышей в...

    24 слайд

    Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
    Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут...
    (Бунин).
    Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Докажите, что перед вами многозначное слово.

  • 1)  растение, цветки которого похожи по форме на маленькие колокола;

    25 слайд

    1) растение, цветки которого похожи по форме на маленькие колокола;

  • Скачет пристяжная, снегом обдает... 
Сонный зимний ветер надо мной поет,
 В п...

    26 слайд

    Скачет пристяжная, снегом обдает...
    Сонный зимний ветер надо мной поет,
    В полусне волнуясь, по полю бежит,
    Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.
    (А. К. Толстой).
    2) маленький колокол.

  • Для развития речевых способностей школьников важно формирование знаний о лекс...

    27 слайд

    Для развития речевых способностей школьников важно формирование знаний о лексических и грамматических законах построения речи, а также выработка умения строить смысловые связи в тексте.

  • Отскакивает мгла
 от окон школы, 
звонят из-за угла
 колокола Николы.
 И дом...

    28 слайд

    Отскакивает мгла
    от окон школы,
    звонят из-за угла
    колокола Николы.
    И дом мой маскарадный
    (двуличья признак!)
    под козырек парадной
    берет мой призрак. И. Бродский

  • Выделите грамматические основы предложений: отскакивает мгла, 
звонят колокол...

    29 слайд

    Выделите грамматические основы предложений:
    отскакивает мгла,
    звонят колокола ,
    дом берет.

    инверсия

  • Прислушаемся  к звукам стихотворения.    Первая часть произведения наполнена...

    30 слайд

    Прислушаемся к звукам стихотворения.
    Первая часть произведения наполнена сочетанием звуков [а], [к], [о], [л], мы слышим звон колоколов, напевность и видим свет, идущий от школы. В душе читателя возникают теплые и светлые чувства.
    Отскакивает мгла
    от окон школы,
    звонят из-за угла
    колокола Николы.

  • Во второй части преобладающими становятся звуки [р], [з], и мы понимаем,...

    31 слайд

    Во второй части преобладающими становятся звуки [р], [з], и мы понимаем, что характер стиха меняется: он становится более жестким
    И дом мой маскарадный
    (двуличья признак!)
    под козырек парадной
    берет мой призрак.

  • Противопоставление этих двух частей текста, возможно, связано с несовмести...

    32 слайд

    Противопоставление этих двух частей текста, возможно, связано с несовместимостью между надеждами юности, возвышенными стремлениями и взрослой жизнью человека, вынужденного подчиняться обстоятельствам, противным его душе, не в силу этого жить двойной жизнью.

  • Мы могли убедиться в том, как сложна работа читателя или слушателя по понима...

    33 слайд

    Мы могли убедиться в том, как сложна работа читателя или слушателя по пониманию высказывания, и нам, учителям, на уроках русского языка необходимо воспитывать чуткое отношение к слову, внимание к его внешнему и внутреннему облику для того, чтобы сформировать у учащихся нормы общения.

  • 34 слайд

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.06.2020 94
    • PPTX 4.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Патратий Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Патратий Ольга Юрьевна
    Патратий Ольга Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 99740
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек