Инфоурок Другое ПрезентацииРоль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников

Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников

Скачать материал
Скачать материал "Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Педагогический проектРоль дидактической игры 
            в формировании
 уче...

    1 слайд

    Педагогический проект
    Роль дидактической игры
    в формировании
    учебно-познавательной
    компетенции
    младших школьников
    .
    Авторы:
    Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня; Наумова Маргарита Александровна, учитель музыки.



  • Важно не то, во что играть, а как и что при этом чувствовать....

    2 слайд


    Важно не то,
    во что играть,
    а как и что при этом чувствовать.
    Я. Корчак


  • Компетенция      – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма...

    3 слайд

    Компетенция
    – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

    Компетентность
    – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
    А.В. Хуторский

  • Учебно-познавательная компетенция — это        совокупность умений и навыков...

    4 слайд

    Учебно-познавательная компетенция — это
    совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

  • Познавательный интересФорма проявления познавательной потребности, обеспечива...

    5 слайд

    Познавательный интерес
    Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая
    направленность личности на осознание целей деятельности;
    способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.


    Познавательная деятельность
    овладение содержанием учебных предметов;
    необходимыми способами или умениями и навыками,
    при помощи которых ученик получает образование.




    Познавательная активность –
    качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности.


  • Самостоятельная познавательная деятельность умение получать знания; 
 умение...

    6 слайд

    Самостоятельная познавательная деятельность
    умение получать знания;
    умение сравнивать, анализировать;
    умение обобщать и систематизировать;
    умение учиться всю жизнь (ориентация на развитие и саморазвитие);
    умение получать знания из различных источников информации;
    умение выделять главное из потока информации;
    умение организовать «презентацию» информации.


  • Актуальность проектаРеализация компетентностного подхода в рамках модернизаци...

    7 слайд

    Актуальность проекта
    Реализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования.

    Гуманизация образования на современном этапе в формировании ценностных ориентиров.

    Востребованность современным обществом личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

  • Противоречиямежду старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивн...

    8 слайд

    Противоречия
    между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;

    между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы;

    между воздействием на учащихся агрессивного языка современной «информационной среды» и необходимостью сохранения точности и выразительности речи.

  • Цель проекта      Одной из главных целей воспитательной работы становится фор...

    9 слайд

    Цель проекта
    Одной из главных целей воспитательной работы становится формирование потребности в образовании и развитии детского интеллекта, расширение кругозора, любознательности младших школьников, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

  • Задачи проектаизучить и систематизировать психолого-педагогическую и методиче...

    10 слайд

    Задачи проекта
    изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
    спрогнозировать развитие учебно-познавательной компетенции у обучающихся;
    смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;
    проанализировать эффективность использования дидактических игр;
    создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера;
    развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
    воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня).

  • ГипотезаВозможно ли формирование учебно-познавательной компетенции младших шк...

    11 слайд

    Гипотеза
    Возможно ли формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников средством использования дидактической игры?


  • Этапы и сроки реализации проекта

    12 слайд

    Этапы и сроки реализации проекта

  • Планируемые результаты:повышение результативности обучения;
формирование поло...

    13 слайд

    Планируемые результаты:
    повышение результативности обучения;
    формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам;
    формирование устойчивой учебно-познавательной компетенции младших школьников;
    укрепление психологического здоровья учащихся.


  • Методы исследованияизучение и анализ психолого-педагогической, методической л...

    14 слайд

    Методы исследования
    изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы;
    проектирование педагогического эксперимента;
    проведение работы по проекту;
    наблюдение, сравнение, обобщение;
    подведение итогов проекта.

  • Дидактическая игра
-  является одним из источников речевого и умственного р...

    15 слайд


    Дидактическая игра


    - является одним из источников речевого и умственного развития детей;
    - способствует закреплению знаний;
    - пробуждает интерес к познанию нового;
    - развивает любознательность.

    Роль дидактической игры
    - в воспитании детей;
    - в расширении кругозора об окружающем мире;
    - привитии любви к чтению книг;
    - развитии интереса к учёбе.








  • Развитие формы «Игровая программа»1930-1950– е годы: истоки, возникновение п...

    16 слайд

    Развитие формы
    «Игровая программа»
    1930-1950– е годы: истоки, возникновение предпосылок;

    1960-1970-е годы: активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам игровых взаимодействий;

    1970-1990-е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных;

    1990-2000-е годы: формирование педагогических взглядов на новый тип игры , поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, семинаров, конференций;

    2000 год и по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия.

  • Отличительные черты формы «Игровая программа»многообразие  используемых игро...

    17 слайд

    Отличительные черты формы
    «Игровая программа»
    многообразие используемых игровых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач;
    сюжетность;
    целенаправленность;
    активизация;
    включенность участников в события программы;
    зрелищность и сотворчество организаторов и участников.



  • Игра- форма комфортного общения   Требования современной педагогики 
 к цели...

    18 слайд

    Игра-
    форма комфортного общения
    Требования современной педагогики
    к цели игры:
    - полнота;
    - точность;
    - конкретность
    - достижимость;
    - побудительность.



  • Принципы деятельности учащихся в игреПринцип открытости.  Необходимо прислуш...

    19 слайд

    Принципы
    деятельности учащихся в игре
    Принцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению детей, планируя проведение игры.
    Принцип привлекательности будущего дела. Учащиеся должны видеть конечный результат выполняемого ими дела.
    Принцип деятельности. Предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия: конкурсы, праздники, соревнования.
    Принцип свободы учащихся. У учащихся должна быть возможность выбора задания с учетом своих интересов и возможностей.
    Принцип обратной связи. Каждое игра должна заканчиваться рефлексией. Необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, что не получилось, изучать мнение детей, настроение.
    Принцип успешности. Необходимо видеть участие каждого ребенка в проводимой работе и по достоинству ее оценивать.

  • Условия для организации систематической работы по развитию познавательных инт...

    20 слайд

    Условия для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей младших школьников в игре
    прогулки;
    экскурсии;
    спортивные часы;
    кружковая работа;
    клубные часы;
    время самоподготовки;
    моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр.

  • Функции игры
Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.

Развлекате...

    21 слайд


    Функции игры


    Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.

    Развлекательная – создание благоприятной атмосферы.

    Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.

    Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

    Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

    Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

    Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

  • Игры  на различных этапах занятий:- организационный момент, сообщение темы...

    22 слайд


    Игры
    на различных этапах занятий:

    - организационный момент, сообщение темы и целей занятий (кроссворды, загадки, ребусы);
    - при проверке домашнего задания (игра-лото, графический диктант или тестовые задания);
    - изучение нового материала (игры-предположения);
    - физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
    - закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).


    Основная форма работа во время игры – фронтальная,
    с чёткой инструкцией учителя.

  • Игра как дидактический приём с большой долей наглядностиигры-загадки; 
игры-п...

    23 слайд

    Игра как дидактический приём с большой долей наглядности
    игры-загадки;
    игры-поиски;
    игры-поручения;
    игры-сказки;
    анимированные кроссворды и другие.

  • Дидактическая игра как  один из способов формирования учебно-познавательной...

    24 слайд

    Дидактическая игра
    как один из способов формирования учебно-познавательной компетенции
    Структурные компоненты
    дидактической игры:

    дидактическая задача;
    игровая задача;
    игровые действия и правила;
    результат.

  • Преимущества использования дидактических игрИгра – средство познания действит...

    25 слайд

    Преимущества использования дидактических игр
    Игра – средство познания действительности.
    Игра формирует учебно-познавательную компетенцию.
    Игра – школа социальных отношений.
    Игра обеспечивает межличностное общение.

    Недостатки:
    Трудно оценить работу каждого ученика во время дидактической игры.
    Много времени уходит на подготовку дидактической игры.

  • С каким настроением учащиеся идут на игру

    26 слайд

    С каким настроением
    учащиеся идут на игру

  • Тематика дидактических игрИгра-сказка «В стране сказочных животных»;
 Эколо...

    27 слайд


    Тематика дидактических игр

    Игра-сказка «В стране сказочных животных»;
    Экологический марафон;
    Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»;
    «Соблюдай правила дорожного движения»;
    Игра-поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»;
    «Легенды и предания о возникновении мира»;
    Игра-загадка «Крестики-нолики»;
    Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»;
    Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ;
    Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»;   
    Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?»
    Викторина «Что такое»?     
    Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов).
    Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать».
     Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины».

  • Тип проектаПроект является инновационным на технологическом уровне.
 Реализац...

    28 слайд

    Тип проекта
    Проект является инновационным на технологическом уровне.
    Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации.
    Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах.
    Состояние познавательной активности по результатам диагностики:
    2010-2011 учебный год – 1 класс –
    высокий уровень - 5 человек;
    средний уровень - 10 человек;
    низкий уровень – 6 человек.

  • Выводы     Промежуточное подведение итогов. 
Проект способствует:
формировани...

    29 слайд

    Выводы
    Промежуточное подведение итогов.
    Проект способствует:
    формированию положительной мотивации к обучению младших школьников ;
    развитию учебно-познавательной компетенции младших школьников;
    раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
    развитию интереса к изучаемым предметам;
    повышению качества знаний.
    Проект может быть использован учителями других школ

  • Информационные источники1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думае...

    30 слайд

    Информационные источники
    1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010.
    2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
    3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
    4. Поташник М.М. Требования к современному уроку.
    Методическое пособие. – М.: Центр педагогического
    образования 2007. – 222 с.
    5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.-512 с.
    6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании».
    7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1990.
    8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-256 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2020 121
    • PPTX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Таскаева Ольга Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Таскаева Ольга Петровна
    Таскаева Ольга Петровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87570
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 365 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 285 человек