Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики
Подготовила: Кралина В.В.,
воспитатель МДОУ д/с №14
Февраль 2014
2 слайд
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.
Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Актуальность темы
3 слайд
Способность логически мыслить позволяет:
понимать происходящее вокруг,
вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности,
делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения,
доказывать, опровергать словом.
Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития логического мышления.
Условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста
Роль логического мышления
4 слайд
Занимательный математический материал
Сущность занимательности - новизна, необычность, неожиданность.
Занимательный математический материал:
активизирует умственную деятельность,
заинтересовывает математическим материалом,
увлекает и развлекает детей,
развивает ум,
расширяет, углубляет математические представления,
закрепляет полученные знания и умения.
5 слайд
Цель - развитие логического мышления детей.
Задачи:
1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников:
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
2. Развитие у детей:
речи (умения рассуждать, доказывать),
произвольности внимания,
познавательных интересов,
творческого воображения.
3. Воспитание:
коммуникативных навыков,
стремления к преодолению трудностей,
уверенности в себе.
желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Цель и задачи
6 слайд
Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
Логические приемы умственных действий - сериация
7 слайд
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
Синтез — соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств
Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.
8 слайд
Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).
Одна фигура отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
А в этих фигурках найдите лишнюю, отличающуюся от всех других. Почему она лишняя?
9 слайд
Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу.
Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.
10 слайд
Формирование аналитико-синтетического процесса
через использование игр геометрического конструктора
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
«Танграм»
«Монгольская игра»
«Пифагор»
«Колумбово яйцо»
«Волшебный круг»
11 слайд
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Фигуры, составленные из плоскостных геометрических конструкторов
12 слайд
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
1 задание - найти только те геометрические фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки.
2 задание – найти предмет, который составлен из фигур в рамочке.
(божья коровка)
13 слайд
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Задание –
сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках.
14 слайд
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Логические приемы умственных действий - сравнение
15 слайд
Логические приемы умственных действий - сравнение
Найди двух одинаковых котят
Найди Буратино, который отличается от других
Упражнения на сравнение
16 слайд
Задания на поиск геометрических фигур.
Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия
Нужно найти круги, овалы и квадраты на картинке слева,
ромбы и круги на картинке справа.
17 слайд
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».
Логические приемы умственных действий - классификация
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
по общему названию;
по размеру;
по цвету;
по форме;
по другим признакам
не математического характера:
что можно есть и что нельзя;
кто летает, кто бегает, кто плавает;
кто живет в доме и кто в лесу;
18 слайд
Логические приемы умственных действий - классификация
Классификацию по признакам нематематического характера хорошо закреплять через дидактические игры
по типу «Лото».
19 слайд
Логические приемы умственных действий - классификация
Задания на подбор смысловой пары
Задания из серии «Выбери подходящую картинку» достаточно сложные.
Здесь проверяется умение рассуждать, делать умозаключения.
20 слайд
Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.
Логические приемы умственных действий - обобщение
21 слайд
Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры.
Задание:
выявить закономерность в расположении фигур и
нарисовать фигуру в
пропущенной клетке.
22 слайд
Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур.
1 признак
2 признака
Четыре признака: форма туловища, головы,
количество усов, направление хвоста.
23 слайд
Загадки:
Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (ножницы)
Четыре братца под одной крышей живут. (стол)
Нас семь братьев, летами все равные. А именем разные. Отгадай, кто мы? (дни недели)
Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
Задачи-шутки:
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.)
Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
Загадки и задачи — шутки математического содержания
24 слайд
настольно-печатные игры:
Развивающая среда
Игра «Заплатки»
25 слайд
Игры на объемное моделирование:
Развивающая среда
26 слайд
Развивающая среда
Игра «Стройка»
Игра «Грузовички»
Выбрать карточку-задание.
Так сложить детали-формочки в кузов грузовика, чтобы все детали поместились в кузове машины, не выступая за его края.
27 слайд
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.
Развивающая среда
Первый
этап
28 слайд
Палочки Кюизенера –
второй этап.
Развивающая среда
С помощью палочек Кюизенера можно решать логические задачи.
29 слайд
«Цветной квадрат» Воскобовича
Развивающие игры Воскобовича
30 слайд
«Прозрачный квадрат»
Развивающие игры Воскобовича
1 + 2 = 3
31 слайд
«ЧудоКРЕСТИКИ»
Развивающие игры Воскобовича
32 слайд
Развитие логических приемов мышления должно строится в соответствии с общедидактическими принципами:
сознательности;
активности;
последовательности;
посильности и доступности;
прочности;
наглядности;
«опережающих знаний».
Использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.
Вывод
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 609 708 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Панова Софья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.