Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Презентация проекта
« Видовое многообразие растений луга»
Выполнила: ученица 9 класса
МОУ «СОШ №6» Гончарова Евгения
2008г.
2 слайд
Гипотеза:
видовое многообразие луговой растительности меняется под влиянием факторов окружающей среды
Цель:
Знакомство с разнообразием растений лугового сообщества, выяснить причины, влияющие на видовое многообразие биоценоза
Задачи:
1) Определить видовой состав сообщества.
2) Оформить гербарий.
3) Проанализировать состав флоры.
4) Определить степень влияния окружающих факторов на исследуемый участок.
5) Сформулировать рекомендации по рациональному использованию лугового сообщества в целях его восстановления и сохранения.
3 слайд
Методы:
Поиск и обзор информации из разных источников, геоботанические исследования, глазомерная количественная оценка обилия, сбор и оформление гербарного материала, анализ полученной информации, поиск решения проблемы.
4 слайд
Светолюбивые рас-
тения и ярусность.
Вьюнок полевой Цикорий обыкновенный Бодяк огородный
5 слайд
Мозаичность травянистого покрова.
6 слайд
Факторы,влияющие на видовой состав биоценоза:
7 слайд
Последствия пикника.
8 слайд
Выпас животных
9 слайд
Школьный субботник
10 слайд
11 слайд
Видовое многообразие
12 слайд
Методика геоботанических исследований
Результаты глазомерного учета представленных в
Список видов:
№ п.п
Виды растений
Покрытие в баллах
1.
Пырей ползучий
3
2.
Щетинник зеленый
2
3.
Щучка
4
4.
Тимофеевка луговая
1
5.
Костер безостый
1
6.
Овсяница овечья
2
7.
Вьюнок полевой
2
8.
Шалфей луговой
1
9.
Цикорий обыкновенный
3
10.
Одуванчик лекарственный
4
11.
Ромашка аптечная
1
12.
Амброзия полыннолистная
2
13.
Чертополох курчавый
1
13 слайд
14.
Пустырник пятилопастный
3
15.
Полынь горькая
2
16.
Мышиный гиацинт
+
17.
Болиголов пятнистый
1
18.
Клевер луговой
1
19.
Чина луговая
1
20.
Белена черная
1
21
Тмин обыкновенный
1
22.
Щавель конский
3
23.
Горец птичий
2
24.
Лебеда раскидистая
Мятлик однолетний.
1
25.
1
26.
Пастушья сумка
2
27.
Крапива двудомная
1
28.
Сурепица обыкновенная
1
14 слайд
15 слайд
+ вид, представленный одним, двумя растениями
1 – вид, растения покрывают почву не более 5%
2 – от 6 до 15%
3 - от 16 до 25%
4 - от 26 до 50%
5 – от 51 до 100%
16 слайд
ЗЛАКИ
Плотнокустовые
Рыхлокустовые
Корневищные
Щучка дернистая
Овсяница овечья
Тимофеевка луговая,
Щетинник зеленый
Пырей ползучий
Костер безостый
17 слайд
Систематический состав флоры луга
Семейство
Число видов
абсолютное
%
Зонтичные
2
5
Повиликовые
1
2,5
Сложноцветные
9
22,5
Пасленовые
1
2,5
Маревые
1
2,5
Гречишные
2
5
Крестоцветные
8
20
Мотыльковые
3
7,5
Первоцветные
1
2,5
Крапивные
1
2,5
Губоцветные
2
5
Злаки
9
22,5
Молочайные
1
2,5
18 слайд
19 слайд
Растения – указатели глубины залегания
грунтовых вод на лугах (по Г. Ремезовой, 1976)
Индикаторная группа
Глубина залегания
грунтовых вод ( в см)
Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий
Более 150
Полевица белая, овсяница луговая, горошек мышиный, чина луговая
100- 150
Таволга вязолистная, канареечник
50-100
Осока лисья, осока острая
10-50
Осока дернистая, осока пузырчатая
0-10
20 слайд
Виды –
индикаторы вытаптывания.
Виды, устойчивые к вытаптыванию:
Одуванчик лекарственный, горец птичий
Виды, не устойчивые к вытаптыванию:
Бодяк огородный, чина луговая, мать-и-мачеха, клевер, полынь, мышиный горошек, крапива двудомная, мятлик, лопух, вьюнок полевой
21 слайд
Результаты и выводы:
Я отнесла изучаемую территорию к биоценозу луга из-за
А) Наличия дернины, занимающий верхний почвенный горизонт.
Б) из-за мозаичности лугового покрова ( во время цветения окраска луга цветными пятнами, с преобладанием желтого цвета – одуванчик лекарственный)
В) наличие в большом количестве светолюбивых растений.
Г) насыщенности видами
2.Луг-суходольный, потому что на нем произрастают растения-индикаторы: костер безостый, подорожник большой, пырей ползучий – указывающие на глубину залегания грунтовых вод более 150 см., отсутствие осок.
3.Данный биоценоз луга подвергается усиленному антропогенному воздействию, поэтому:
А.Среди господствующих злаков большое место занимают плотнокустовые злаки: щучка дернистая, овсяница овечья. Они легко переносят вытаптывание, жесткие, плоские листья не представляют большой кормовой ценности.
Б. Ценные по хозяйственной значимости бобовые, менее требовательные к влаге, чем злаки, представлены всего двумя видами.
В. На лугу в большом количестве произрастает сорное разнотравье, не имеющее кормового значения: одуванчик лекарственный, щавель конский, полынь горькая, ромашка аптечная, цикорий обыкновенный, чертополох курчавый, амброзия полыннолистная. Эти растения легко переносят вытаптывание, неприхотливы и занимают с каждым годом все большее пространство в биоценозе луга.
22 слайд
Рекомендации:
в настоящее время восстановление и моделирование видового разнообразия естественных фитоценозов сводится к трем основным методам:
23 слайд
1. Уборка сложной естественной смеси семян комбайном на хорошо сохранившихся участках и «прямое тиражирование» их на новом месте (т.е. залужение нарушенных сенокосов и пастбищ или создание на пашне новых семенами дикорастущих видов, а не культурной травосмесью, как принято в луговодстве). Одновременно с созданием кормовой базы и почвозащитного покрова осуществляются практическая охрана и размножение сразу многих видов растений, в том числе таких, всходы которых трудно получить в условиях культуры, поскольку семена их могут прорасти только на второй-третий год (прил.7)
24 слайд
2. Если в данной местности природные сообщества утратили некоторые хозяйственноценные злаки, бобовые и виды разнотравья, но еще содержат достаточно много характерных для целины видов, можно убранные естественные травосмеси обогатить семенами культурных видов многолетних трав, подходящим к условиям зоны, и получить комбинированный травостой. Затем в это сообщество можно дополнительно ввести редкие и исчезающие виды. Такие фитоценозы интересны тем, что здесь наблюдается процесс «сживания» или конкуренции культурных видов и «дикарей», причем в таких системах культурные виды иногда ведут себя совершенно иначе, чем в чистых посевах (прил.8).
25 слайд
3. Если естественные луговые или степные экосистемы сильно разрушены и восстановить их разрушенными методами невозможно, то следует провести ступенчатую реконструкцию естественных систем: собирать семена отдельных сохранившихся видов и включать их в состав травосмеси. Это новый прием- метод агростепей.
26 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 829 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кириллова Регина Римовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.