Инфоурок Другое ПрезентацииКомпоненты научного аппарата психолого педагогического исследования

Компоненты научного аппарата психолого педагогического исследования

Скачать материал
Скачать материал "Компоненты научного аппарата психолого педагогического исследования"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования

    1 слайд

    Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования

  • Методологические характеристики научного исследования (В.В. Краевский):Пробл...

    2 слайд

    Методологические характеристики научного исследования
    (В.В. Краевский):
    Проблема – что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
    Тема – как это назвать?
    Актуальность –почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
    Объект исследования – что рассматривается ?
    Предмет исследования – и как рассматривается объект, как новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?
    Гипотезы;
    Защищаемые положения – сто не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
    Цель – какой результат исследователь намерен получить, каким он видит этот результат?
    Задачи – что нужно сделать – чтобы цель была достигнута?
    Новизна – что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
    Значение для науки – в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
    Значение для практики – какие конкретные недостатки практики можно исправлять с помощью полученных результатов?



  • Проблема исследованияЧто надо изучить из того, что ранее не было изучено?
Это...

    3 слайд

    Проблема исследования
    Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
    Это «белое пятно на карте науки»
    Для того, чтобы сформулировать проблему необходимо:
    обладать обширными знаниями в области той науки, которой занимается исследователь;
    знать, каких знаний не хватает ( «Знание о не знании»).

  • Тема исследованияТема должна в краткой и концентрированной форме отражать про...

    4 слайд

    Тема исследования
    Тема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования.
    Тема должна иметь методическое решение.
    Тема исследования должна быть по объему достаточно узкой, чтобы не происходило «удвоения темы» (принцип самоограничения)
    «Первое и самое важное качество ученого – умение себя ограничить»
    Исследование перегруженное побочными данными и фактами, теряет стройность, цельность и глубину.
    Принцип разумного самоограничения (нельзя чрезмерно упрощать предмет своего исследования)

  • 



«Воспитание гражданственности у учащихся»

    5 слайд





    «Воспитание гражданственности у учащихся»

  • «Формирование гражданского отношения к оценке общественно-политических событи...

    6 слайд

    «Формирование гражданского отношения к оценке общественно-политических событий в стране у учащихся старших классов (на уроках истории)»

    «Воспитание чувства гражданской ответственности за качество образования у учащихся 6-7 классов
    (во внеклассной работе)»

    «Становление гражданского самосознания у старшеклассников под влиянием участия в общественной деятельности»


  • Алгоритм построения темы исследования: Изменение качества А у Б в условиях В...

    7 слайд

    Алгоритм построения темы исследования:
    Изменение качества А у Б в условиях В

    «Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов средствами народной культуры»
    «Формирование положительной мотивации учения у семиклассников в условиях личностно-ориентированного обучения»
    «Подготовка педагогов к проведению исследовательской деятельности в условиях школы»

  • Алгоритм построения темы исследования:Условия изменения качества А у Б
Педаго...

    8 слайд

    Алгоритм построения темы исследования:
    Условия изменения качества А у Б
    Педагогические условия формирования общешкольного коллектива.
    Педагогические условия обеспечения здоровья учащихся подростковых классов.
    Педагогические условия внедрения развивающего обучения в начальной школе.
    Условия стали предметом исследования.
    Вместо «условий» могут быть «факторы», «основы», «принципы», «подходы» и т.д.

  • Алгоритм построения темы исследования:А как Б 
(изучение функций каких-либо я...

    9 слайд

    Алгоритм построения темы исследования:
    А как Б
    (изучение функций каких-либо явлений, процессов в практике)
    Исследовательская деятельность как фактор профессионально-квалификационного роста учителя.
    Народная культура как средство воспитания любви к Родине у учащихся начальной школы.
    История религий как источник и средство духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
    Такие темы обязывают изучить последствия влияния
    В качестве А –любой педагогический феномен
    В качестве Б (средство, метод, принцип, форма, результат, фактор, проблема, стимул – то есть какая-то функция педагогического феномена )

  • Алгоритм построения темы исследования:КТО? ЧТО? КАК?
КТО? является объектом п...

    10 слайд

    Алгоритм построения темы исследования:
    КТО? ЧТО? КАК?
    КТО? является объектом педагогического воздействия?

    ЧТО? мы в них хотим воспитать (формировать, развивать и т.д.)

    КАК? (какими средствами или условиями) мы собираемся это воспитывать?

  • «Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка...

    11 слайд

    «Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебно-познавательных задач.»
    КТО? – старший подросток;
    ЧТО? – социальный интеллект;
    КАК? – дидактические условия в процессе решения учебно-познавательных задач.

  • Объект исследования в педагогике – это, как правило, процесс, некоторое явлен...

    12 слайд

    Объект исследования в педагогике – это, как правило, процесс, некоторое явление которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
    Например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.
    Предмет исследования – это то, что содержится в границах объекта,
    это одна из тех существенных сторон или частей, которую исследователь выделяет в объекте с целью более углубленного познания,
    это тот угол зрения, под которым изучают выбранный объект.

  • Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского...

    13 слайд

    Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.

    Объект - процесс обучения английскому языку с использованием индивидуального подхода к учащимся.

    Предмет – индивидуализация как средство повышения эффективности процесса обучения английскому языку.
    Тема: Способы осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения иностранному языку (на материале преподавания английского языка).
    Объект – процесс личностно-ориентированного обучения иностранному языку.

    Предмет – индивидуальные формы работы учителя с учащимися как способ реализации принципов личностно-ориентированного обучения.
    Предмет – границы применения учителем индивидуальных форм работы с учащимися в процессе личностно-ориентированного обучения.

  • Цель исследования – это конечный результат деятельности, это то , что исследо...

    14 слайд

    Цель исследования – это конечный результат деятельности, это то , что исследователь стремится получить в итоге
    Структура цели: целевой объект, целевой предмет, целевое действие.
    Целевой объект (объект цели) – это та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Под «частью» понимаем научные проблемы, темы, идеи, разделы, внутри которых находится тема. В экспериментальных работах целевой объект – это всегда люди (учащиеся, студенты, педагоги), которые включаются в специально созданные педагогические условия и изменяются под их влиянием.
    Целевой предмет (предмет цели) – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта.
    Целевое действие (действие цели) – это то действие исследователя, которое он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования.

  • Структура цели исследования.

    15 слайд

    Структура цели исследования.

  • В самом простом варианте цель исследования приблизительно соответствует одной...

    16 слайд

    В самом простом варианте цель исследования приблизительно соответствует одной из известных мыслительных операций (умственных действий):
    Сравнение
    Определение
    Классификация
    Описание
    Анализ
    Оценка
    Конкретизация
    Обобщение
    Аналогия и т.д.

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЕВыявить общее и особенное в сравнении g и g.


Провести сравните...

    17 слайд

    СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
    Выявить общее и особенное в сравнении g и g.


    Провести сравнительный анализ подходов (концепций, теорий, точек зрения, позиций, ситуаций, отношений и т.д. )

  • АНАЛИТИЧЕСКИЕ (ОПИСАТЕЛЬНЫЕ)Проанализировать явление g, показать его структур...

    18 слайд

    АНАЛИТИЧЕСКИЕ (ОПИСАТЕЛЬНЫЕ)
    Проанализировать явление g, показать его структуру и сущность.
    Составить список характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) g.
    Изучить способность g к g.
    Выявит компоненты g.
    Вычленить g составляющие в g явлении по всем параметрам.
    Описать явление g.
    g

  • ДЕДУКТИВНЫЕ«Дедукция как мыслительная стратегия, предполагает выведение обосн...

    19 слайд

    ДЕДУКТИВНЫЕ
    «Дедукция как мыслительная стратегия, предполагает выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых положений» (СНОСКА: Ивон А.А. Логика: Учебник. – М., 1999. – С. 243).
    Апробировать известную формулу (правило, закономерность, прибор, алгоритм) на материале g (или в ситуации g).
    Обосновать необходимость g для g.
    Исследовать формы проявления g в ситуации g.
    Применить классификацию g к g.
    Модифицировать известный алгоритм (тест, прибор, правило) для g.

  • ДЕДУКТИВНЫЕИсследовать уровень и характер проявления g в различных аспектах....

    20 слайд

    ДЕДУКТИВНЫЕ
    Исследовать уровень и характер проявления g в различных аспектах.
    Изучить степень проявления g.
    Описать проявление g в условиях g.
    Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение закономерности g в g.
    Опознать объект g.
    Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность g к соответствующему классу.
    Распознать видоизмененные и искажённые объекты (животных, явлений, текстов и т.д.) как принадлежащие к определённому роду, виду, парадигме.

  • КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ
Классифицировать gggg по признакам g.


Найти основания кла...

    21 слайд

    КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ

    Классифицировать gggg по признакам g.


    Найти основания классификации g.

  • ЗАДАЧИ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯНайти взаимосвязь (причинно-следственную, системную,...

    22 слайд

    ЗАДАЧИ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ
    Найти взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и т.д.) между gggg.
    Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи, осуществления, получения) gg.
    Показать связь между g и g.
    Определить соотношение g и g.
    Определить характер связи (связей) между g и g.
    Определить специфику связей между g и g.

  • ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ(как частный случай предыдущего)Выявить факторы, влияющ...

    23 слайд

    ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ
    (как частный случай предыдущего)
    Выявить факторы, влияющие на g.

    Выявить препятствия к осуществлению (реализации, развитию, проявлению) g.

    Изучить динамику уровня g в зависимости от g.

    Выявить причины возникновения g.

  • ОЦЕНОЧНЫЕОбосновать эффективность g в условиях g.
Обосновать большую эффектив...

    24 слайд

    ОЦЕНОЧНЫЕ
    Обосновать эффективность g в условиях g.
    Обосновать большую эффективность g, чем g, для g.
    Обосновать необходимость (или необязательность) g для g.
    Оценить продукт (результат, факт, текст, объект, работу, процесс и т.д.) по готовым или выявленным характеристикам (интересно, эмоционально, глубоко, актуально, надёжно, научно и т.д.).
    Выявить (показать) роль g в g.

  • АЛГОРИТМИЧЕСКИЕПостроить алгоритм g.
Написать программу g.
Разработать алгори...

    25 слайд

    АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ
    Построить алгоритм g.
    Написать программу g.
    Разработать алгоритм для изменения (получения, выявления, сравнения, создания и т.д.) g.
    Разработать технологический этап (операцию) для g в соответствии с требованиями исходного алгоритма.

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕРазработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализ...

    26 слайд

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
    Разработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.)g.

  • СИСТЕМНЫЕПроранжировать (расставит приоритеты, выявить главное и второстепенн...

    27 слайд

    СИСТЕМНЫЕ
    Проранжировать (расставит приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность gggg.
    Выявить сочетание факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат.
    Построить модель g.
    Описать явление g как систему.
    Создать систему (знаний, приёмов, форм, представлений и т.д.), дающую принципиально новый результат.

  • ИНДУКТИВНЫЕ (ОБОБЩЕНИЯ)Вывести формулу на основании эмпирических данных.
Сфор...

    28 слайд

    ИНДУКТИВНЫЕ (ОБОБЩЕНИЯ)
    Вывести формулу на основании эмпирических данных.
    Сформулировать закономерность, описывающую ряд известных фактов.

  • Задачи исследования (В.П. Давыдов):Первая задача – связана с выявлением, уточ...

    29 слайд

    Задачи исследования (В.П. Давыдов):
    Первая задача – связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием и т.п. сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
    Вторая задача – связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития;
    Третья задачи – связана со способами его преобразования, опытно-экспериментальной проверки;
    Четвертая задача – связана с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с прикладными аспектами работы;
    Пятая задача – связана с прогнозом развития исследуемого объекта или с разработкой практических рекомендаций для различных работников образования;

  • Задачи исследования (В.И. Загвязинский):ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ГРУППЫ ЗАДАЧ
Первая груп...

    30 слайд

    Задачи исследования (В.И. Загвязинский):
    ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ГРУППЫ ЗАДАЧ
    Первая группа задач – историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением и уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
    Вторая группа задач – теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры и сущности изучаемого, факторов, модели структуры, функций и способов преобразования объекта исследования;
    Третья группа задач – практически- преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также с разработкой практических рекомендаций.

  • Структура психолого-педагогической гипотезы исследования:Трех-составные гипот...

    31 слайд

    Структура психолого-педагогической гипотезы исследования:
    Трех-составные гипотезы включают:
    а) утверждение;
    б) предположение;
    в) научное обоснование.
    Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых…; во-вторых…; в-третьих…
    Двусоставная гипотеза (обоснование не формулируется):
    это будет эффективным, если, во-первых…;
    во-вторых…;
    в-третьих…

  • Методологические требования к гипотезе:1) Логическая простота – не должна сод...

    32 слайд

    Методологические требования к гипотезе:
    1) Логическая простота – не должна содержать в себе ничего лишнего;
    2) Логическая непротиворечивость – гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; соответствует установленным и устоявшимся в науке законам ;
    3) Вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации;
    4) Широты применения – необходимо для того, чтобы выводить из гипотезы широкий класс феноменов;
    5) Концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать развитие науки;
    6) Научной новизны – должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми;
    7) Верификации – любая гипотеза может быть проверена.

  • Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского...

    33 слайд

    Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.

    Содержание:
    Введение.
    Принцип обучения как категория дидактики.
    Характеристика принципа индивидуализации обучения.
    Методы и приемы воплощения принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.
    Специфика реализации принципа в процессе обучения английскому языку.
    Заключение.
    Список литературы.
    Приложение.

  • 34 слайд

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.09.2020 1018
    • PPTX 692 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шелухина Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шелухина Юлия Викторовна
    Шелухина Юлия Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77251
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе