Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Каковы объективные предпосылки превращения социологии в одну из ведущих общественных наук современности?
2 слайд
Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки.
Лекция №2
3 слайд
План
Западная социология XIX–начала XX века.
Марксистская социология.
Особенности становления и развития социологии в России.
4 слайд
Западная социология XIX–начала XX века.
5 слайд
1) Позитивная социология О.Конта.
(1798-1857)
О.Конт противопоставлял позитивную социологию теологическим и метафизическим спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.
6 слайд
Слово «позитивный» по Конту:
Реальное в противоположность химерическому;
Полезное в противоположность бесполезному;
Достоверное в противоположность сомнительному;
Точное в противоположность смутному;
Положительное в противоположность отрицательному.
7 слайд
2) «Биологическая концепция» Г.Спенсера (1820-1903)
Общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом.
Выживают те, кто лучше всего умеет приспособиться к социальным условиям.
Центральное место занимает идея социальной эволюции.
8 слайд
Аргументы подтверждающие свой подход:
Как живые организмы, так и любые общества на протяжении своего существования увеличиваются в объеме;
И те и другие усложняются;
Их части приходят во всё большую зависимость друг от друга;
И те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.
9 слайд
3) Структурный функционализм Э.Дюркгейма (1858-1917).
Структурный функционализм – направление, в рамках которого общество рассматривается как саморегулирующая система, изучается общественный порядок и аномалии, причины отклоняющего поведения и т.д.
«О разделении общественного труда»
10 слайд
Высшая универсальная ценность – социальная солидарность.
11 слайд
4) Концепция рационализма М.Вебера М.Вебера (1864-1920)
Социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей.
12 слайд
Четыре типа социального действия:
Целерациональный – когда человек ясно представляет себе цель действия и средства её достижения, а также учитывает реакцию других людей на свои поступки;
Ценностно- рациональный – когда человек действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг.
Аффективный – когда действие совершается эмоционально, под влиянием чувства.
Традиционный – когда человек руководствуется привычкой.
13 слайд
5) Концепция циркуляции элит В.Парето (1848-1923)
Основа общественных процессов – это творческая сила и борьба элит за власть.
14 слайд
2. Марксистская социология.
15 слайд
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе изучения объективных закономерностей исторического процесса.
К.Маркс
16 слайд
3. Особенности становления и развития социологии в России.
17 слайд
Предшественники отечественной социологии
Славянофильство
Н.Я. Данилевский
М.Н. Катков
К.Н. Леонтьев
К.П. Победоносцев
Западничество
П.Я. Чаадаев
А.И. Герцен
Н.Г. Чернышевский
Н.А. Добролюбов
С
Т
О
Р
О
Н
Н
И
К
И
18 слайд
Геосоциология
С.М. Соловьев
Однообразие природных форм предопределяет однообразные занятия, обычаи, нравы, верования, одинаковые потребности и способы их удовлетворения.
В.О. Ключевский
Исторические законы есть результат взаимодействия трёх основных сил – человеческой личности, общества и природы страны.
19 слайд
Органическая концепция
А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков.
Общество – это организм, который состоит из клеток – человеческих индивидов.
20 слайд
Архаические идеи 60-х гг. XIX в.
М.А. Бакунин (1814-1876)
Центральная проблема социологии – уничтожение государства как силы, подавляющую абсолютную свободу личности.
П.А. Кропоткин (1842-1921)
Выделил два фактора эволюции: общественный, суть которого во взаимопомощи, и индивидуальный – самоутверждение отдельного индивида или группы.
21 слайд
Субъективное направление в социологии народничества.
Н.К. Михайловский (1842-1904)
Скорость социального прогресса определяется прежде всего индивидуальной деятельностью.
22 слайд
Теории «культурно-исторических типов» (КИТ)
Н.Я Данилевский (1822-1885)
КИТ – совокупность психоэтнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков, по которым осуществляется классификация мировой культуры на ряд уникальных типов.
В.С. Соловьев (1853-1900)
Выделил три культурных типа: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 682 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кактоякова Наталья Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.