Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ПОВЕДЕНИЕ
лекция 1
(этология, зоопсихология, физиология ВНД)
С.В.Попов
2005
2 слайд
Этология
Зоопсихология (сравнительная психология)
Физиология ВНД
Поведенческая экология
Генетика поведения
ПОВЕДЕНИЕ
Эволюция
3 слайд
Дисциплина
ЭТОЛОГИЯ
ЗООПСИХОЛОГИЯ
ФИЗИОЛОГИЯ
(ВНД, нейропсихология, нейроэндокринология)
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ
Проблемы
эволюция поведения и его функциональное значение
развитие и проксимальные механизмы поведения, восприятие
связи между физиологическими процессами и поведением
роль поведения в приспособлении животных к внешним условиям
исследует механизмы наследования поведенческих признаков
Методы
наблюдение – предположение о функциях – проверка экспериментом или дополнительными наблюдениями
эксперимент в контролируемых условиях
эксперимент, детальный анализ строения
поиски корреляций поведенческих характеристик с внешними условиями.
скрещивание
4 слайд
“Единый целостный комплекс реакций и действий” (Мантейфель, 1980)
ПОВЕДЕНИЕ
“Способ активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды” (Зорина и др, 1999)
“Форма жизнедеятельности … которая изменяет вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом (Словарь физиологических терминов. М.”Наука”,1987)
“Все внешние характеристики движения, в т.ч. неподвижность” (Тинберген, 1985)
Внешние проявления состояния животного” (Гольцман и др., 1994).
5 слайд
ПОВЕДЕНИЕ ???
непрерывно
прерывисто
6 слайд
ПОВЕДЕНИЕ ???
целенаправленно
не направлено
7 слайд
ПОВЕДЕНИЕ ???
произвольно
непроизвольно
8 слайд
Четыре категории вопросов при исследовании поведения
Непосредственные причины
Почему птицы сидят на яйцах?
Эволюция
Почему птицы сидят на яйцах?
Функции (конечные причины)
Почему птицы сидят на яйцах?
Формирование данной формы поведения в ходе индивидуального развития
9 слайд
Преобладающие направления:
Восприятие – изучение видоспецифической “картины мира” – и по задачам, и по методам – психологическая или психо-физиологическая задача, но не решив ее, этолог не может полноценно толковать результаты своих наблюдений. Помимо сенсорных возможностей картину мира формируют перцептивные фильтры, в значительной мере управляемые мотивациями и эмоциями. Сюда же относится и изучение стимулов.
Вклад в картину мира животного вносит и совокупная животная практика (Мешкова, Федорович, 1994) в форме биологических сигнальных полей (Наумов, 1973) и культурных традиций (Hinde. Fisher,1951).
Научение (бихевеоризм) (в частности проблема подражания)
Мышление
Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта есть соответствующая мотивация и нет готовых поведенческих программ для ее удовлетворения (Лурия,1976)
Зоопсихология.
10 слайд
Восприятие
Cенсорные возможности
Перцептивные фильтры
мотивации и эмоции.
Стимулы - внешние события
11 слайд
Стимулы (раздражители)
Условные-безусловные
Ключевые (релизеры)
Сверхстимулы
12 слайд
Cенсорные возможности
Электрический угорь
Зрение пчелы
Органы чувств
Зрение
Слух
эхолокация
Обоняние
Вкус
Осязание
термочувствительность
чувствительность к колебаниям среды
Восприятие напряженности электромагнитного поля
Эхолокация летучей мыши
Термочувствительный орган змеи
13 слайд
Перцептивные фильтры
Мотивации
ощущаемые («опредмеченные»
потребности
Эмоции
отражение вероятности
удовлетворения потребности
14 слайд
Восприятие
Cенсорные возможности
Перцептивные фильтры
мотивации и эмоции.
Стимулы - внешние события
15 слайд
Научение
изменение внутренней картины мира под влиянием опыта;
установление причинно-следственных связей.
Выработка условного рефлекса - сочетание условного и безусловного стимулов + подкрепление (положительное или отрицательное). Обратный процесс при отмене подкрепления - угасание.
Инструментальное научение
- метод «проб и ошибок». Животное реагирует прежде, чем получит подкрепление.
Импринтинг
Инсайт
16 слайд
Импринтинг
17 слайд
Инсайт
(мысленное моделирование ситуации)
18 слайд
Мышление
самораспознавание
способности к счету
курица
ворона
способность к экстраполяции
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 748 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сироткина Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.