Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема 2 История естествознания
Вопросы:
1. Этапы развития естественнонаучного
мышления.
2. Особенности науки ХХ- начала ХХI
века.
2 слайд
Когда возникает наука?
1 подход. Наука возникла:
вместе с возникновением человеческого сознания;
во время отделения сознания от действия с предметом;
с формированием раннеклассового общества, когда складывается письменность;
со всплеском культуры античного греческого общества;
в средневековье с распространением письменности и организацией первых форм образования;
когда созданы первые естественнонаучные теории.
3 слайд
Когда возникает наука?
2 подход.
Развитие познания носит непрерывный характер. Между наукой и донаучным знанием чисто количественное различие.
Наука порождается через деятельность героев-одиночек.
Существует резкое отличие научного и донаучного знания.
История познания есть процесс зарождения и смены определенных целостных познавательных образований.
4 слайд
Когда возникает наука?
Традиции изучения истории науки:
Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком современности.
Антикваризм - желание восстановить картины прошлого в их внутренней целостности, без отсылок в современность.
Обе традиции имеют свои положительные и отрицательные стороны.
5 слайд
Античность
Появление первых рациональных концепций об устройстве мира относят к У1 до н.э
1. Объединение всех сведений о природе в рамках философии.
2.Мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность;
6 слайд
Античность
3. Природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ»)
4. Основное содержание античных концепций - поиск первоначал. Природа - есть то, что имеет причину своего существования в себе.
5. Умосозерцание природы - наиболее адекватный путь к истине. Разработаны специальные интеллектуальные процедуры: рефлексия и доказательство.
7 слайд
Средневековье
Ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным.
8 слайд
Средневековье
2. Путь к истине - акт веры, открытие фундаментального различения добра и зла.
3. Объяснения имели телеологический характер
4. Стремление опереться на авторитеты, подозрительное отношение к новизне и нововведениям.
9 слайд
Средневековье
5. Слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета.
6. Символический характер мышления о природе. Познавательный акт был направлен не на выявление объективных свойств объектов, а на осмысление их символических значений.
10 слайд
Средневековье
Лечение вдавленных
переломов черепа
у детей:
вправление вдавленной
в мозг теменной кости
(миниатюра из рукописи
"Хирургия" Роже Фругарди,
начало XIV века, Франция).
7. Природа - средство, инструмент, реализующий внешнюю для себя цель.
11 слайд
Возрождение
Вера в божественный произвол и телеология как учение о божественной целесообразности подвергаются сомнению
В центре внимания отношение человека к природе, отношения человека к Богу и самому себе стали выступать как производные.
Происходит отождествление понятий «познание истины» и «исследование природы».
12 слайд
Наука Нового времени
Нацеленность на объективность
Опора на опыт
Использование для описания природы математического языка
Отказ от аксиологической ориентации в познании физического мира
На передний план выходит потребность в накоплении объективного знания о мире
Предметом естественнонаучного познания являются природные явления, полностью подчиняющиеся механическим закономерностям
13 слайд
Наука Нового времени
Происходит признание социального статуса науки
создаются Академии наук;
открываются обсерватории современного типа;
открываются крупные музеи;
создается сеть крупных
государственных библиотек.
14 слайд
Наука Нового времени
8. Внешность вещи - истинная реальность, в отношении которой слово выступает средством ее представления
9. Исследование природных объектов приводит к дифференциации наук
15 слайд
Классическая наука
признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания
любая теория исчерпывающим образом описывает свойства реальности на базе строго однозначных законов
использование математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного познания
описываются свойства объектов вне их отношения к тем приборам, с помощью которых обнаруживаются эти свойства
16 слайд
Особенности науки ХХ-ХХI века
Формируется образ неклассической науки:
Научный факт является не отображением реальности самой по себе, а результатом взаимодействия познающего субъекта и активной природы. Результат наблюдения зависит от типа познавательной активности.
17 слайд
Неклассическая наука
признание того, что истинность теорий относительна
признается равноправие нескольких различающихся теоретических подходов к описанию одного и того же круга физических явлений;
в квантовой механике учет условий наблюдения неотъемлем от самой теоретической постановки проблемы;
принципиально вероятностный характер квантовой механики;
отказ от наглядности;
усложнение языка теории и все более высокая математизация физической теории.
18 слайд
Особенности науки ХХ-ХХI века
2. Невозможность создать наглядную модель современных фундаментальных физических представлений.
Примеры:
Квантово-волновой дуализм;
Представление об относительности пространства и времени;
19 слайд
Особенности науки ХХ-ХХI века
3. Современную науку называют «большой наукой»
Основные открытия в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира:
Астрономия: концепция Большого взрыва и расширяющейся Вселенной;
Теория относительности: относительность пространства и времени.
Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм.
20 слайд
Особенности науки ХХ-ХХI века
Основные открытия в естествознании, складывающие
современную естественнонаучную картину мира
(продолжение):
Синергетика: становление новых структур в неживой природе.
Кибернетика: управление в живой и неживой природе.
Биология: модели происхождения и эволюции жизни.
Экология: взаимодействие живого со средой обитания.
Социобиология: соотношение биологического и социального.
21 слайд
Особенности науки ХХ-ХХI века
4. Коренной переворот во взаимоотношениях науки и практики.
Познание с неизбежностью перерастает в
технологию.
22 слайд
Особенности науки ХХ-ХХI века
5. Проблема «наука и мораль»
В современной науке исчезает разграничение
опасности и безопасности внутри
исследовательского процесса.
23 слайд
Особенности науки ХХ-ХХI века
6.Дифференциации и интеграции знания
Интеграция научных знаний (от латинского «integer» целый, восстановленный) - восстановление, объединение, восполнение целостного знания из ранее раздробленных частей и элементов.
Дифференциация (от differentia - от fere – несу, уношу) - разделение знания на части, ступени, уровни; дробление классических наук на отдельные области.
24 слайд
Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века
7. Формирование постнеклассической науки:
выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований.
формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта
применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;
25 слайд
Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века
4. результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы;
5. нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;
6. современные способы описания объектов предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 418 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Лукьянова Софья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.