Инфоурок Другое ПрезентацииСтуденты-гуманитарии и вытеснение “систематического” мышления “поисковым”: к постановке проблемы

Студенты-гуманитарии и вытеснение “систематического” мышления “поисковым”: к постановке проблемы

Скачать материал
Скачать материал "Студенты-гуманитарии и вытеснение “систематического” мышления “поисковым”: к постановке проблемы"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Работа с Интернет-поколением: развитие профессиональных компетенций студента...

    1 слайд

    Работа с Интернет-поколением: развитие профессиональных компетенций студента в новой образовательной среде
    Фактически – разворачивание названия, и одновременно – демонстрация некоторых проблемных полей, на которые возможен выход в рамках семинара
    Студенты-гуманитарии и вытеснение “систематического” мышления “поисковым”:
    к постановке проблемы

  • Неклюдов С.Ю. «Поля» и «пути» нашего знания (О некоторых исследовательских и...

    2 слайд

    Неклюдов С.Ю. «Поля» и «пути» нашего знания (О некоторых исследовательских и педагогических проблемах современных гуманитарных дисциплин) // Коммуникативные структуры и гуманитарные технологии. СПб., 2007
    Выявляющиеся у студентов дефициты знаний: не просто невежество, а отсутствие потребности в систематическом знании – будь то таблица, хронологическая таблица, карта, ощущение логических или идеологических противоречий внутри точки зрения и т.п.
    Среди объяснений:
    Этому недоучивают в школе (и это довольно легко (по крайней мере, у мотивированных студентов) исправляется специальными заданиями, о чем я буду еще говорить);
    Гораздо более слабое представление об истине. Студенты ФИИ, 3 курс – на вопрос «Что отличает Вашу хорошую курсовую от плохой?» отвечают не про соответствие реальности, а про коммуникативно-карьерные аспекты.
    А мы всё боремся с позитивизмом, которого давно нет.

  • Но! Может быть, систематическое мышление студентам не то, чтобы ненужно, но у...

    3 слайд

    Но! Может быть, систематическое мышление студентам не то, чтобы ненужно, но у них есть чем его заменить?
    1) (В особенности в коммерческой, бюрократической, а не научной среде) в условиях «третьей волны», «информационного общества» – поиск как стратегия обращения с информацией эффективнее точной (например, документоведческой) систематизации. Ad hoc-решения. Быстрое устаревание правильного и тщательного знания.
    Требования точной библиографии, точного (не путать с плагиатом!) цитирования – уже анахронизм. Поиск находит и по приблизительным данным.
    2) Выбор конструктивизма в преподавании. В обучении: «хороший» результат – не «отгадать правильный ответ», а произвести удачный продукт или провести презентацию.
    Мы учим, что окончательных решений нет.
    Что важнее выбрать проект и начать его делать, а не отыскивать абсолютно идеальный проект.
    Качество диплома – не идеально выбранная тема, а то, как ты его напишешь, даже если у отправного варианта темы и есть недостатки, и он постепенно изменится.

  • Итак, пример проблемы:Происходит ли эпистемологический сдвиг, и если да, прав...

    4 слайд

    Итак, пример проблемы:
    Происходит ли эпистемологический сдвиг, и если да, правильно ли, что мы продолжаем преподавать средствами, адаптированными к старой эпистеме?
    Два поля контекстов:
    1. Объективные изменения образовательной ситуации.
    2. Проблемы студентоцентричности

  • Объективные изменения образовательной ситуацииОмассовление высшего образовани...

    5 слайд

    Объективные изменения образовательной ситуации
    Омассовление высшего образования, охватывает > 50 % населения.
    То, что срок подготовки индивида к обществу вновь удлинился до 13-15 лет –нормально.
    Проблема: гумбольдтовские образовательные технологии (образование посредством науки) были ориентированы на будущую элиту, мотивированную и конкурентную. Когда образование становится всеобщим, у обучения понижается КПД – профессиональные компетенции понадобятся мало кому из аудитории и преподаются неэффективными для немотивированных студентов способами.
    Самый распространенный преподавательский ответ: в условиях «фельдшеризации» (Н.В. Брагинская) главное – все равно растить смену (пусть в аспирантуре), а студентов, хоть они и школьники, можно учить тому же, что и «бывших хороших» студентов – думать, самоорганизовываться, отвечать за свои обещания и т.п.
    Ответ не столько неправильный, сколько волюнтаристский: будем делать то же, что и раньше. Мне это кажется нашим выбором, а не студенческим.

  • О других факторах еще корочеПолитическое использование образования:
life-long...

    6 слайд

    О других факторах еще короче
    Политическое использование образования:
    life-long-learning как уменьшение и маскировка безработицы
    образование как средство интеграции (национальных) меньшинств
    Сомнительное финансирование (в случае гуманитарных дисциплин сильно зависящее от идеологической ангажированности)
    Интернет и компьютер как технологии
    Упрощение редактирования в научной работе, возможность индивидуального научного производства
    проблематизация институтов экспертизы,
    сперва форсирование, потом уменьшение плагиата,
    самоощущение, связанное с социальными сетями


  • Студентоориентированность, студентоцентичностьДоступное для меня. Смотреть, в...

    7 слайд

    Студентоориентированность, студентоцентичность
    Доступное для меня. Смотреть, в результате занятия или курса, что происходит не с предметом, или моим знанием о нем, или моими исследовательскими интересами, а что происходит со студентами.
    То, что студенты теперь заказчики нашей работы – проблема, но прежде всего маркетинговая.
    Мы держимся нашей бранжи (И. Бабель), и поскольку у нас только она и есть, ее и продаем. Если я предлагаю «обучение самостоятельному мышлению», я так буду использовать институциональные формы и так стоять во время занятия на ушах, чтобы некий критический минимум все-таки выбрал именно эту услугу.
    Т.е. для меня студент – очень серьезный контрагент. Его нужно изучать, развлекать, заманивать, стимулировать и т.п. Но при этом я скорее ощущаю себя так, что я продаю студенту не то, что ему надо, а то, что у меня есть.

  • Возвращаясь к теме дефицита систематического мышления,Есть довольно много сре...

    8 слайд

    Возвращаясь к теме дефицита систематического мышления,
    Есть довольно много средств по работе именно с этим недостатком:
    Предмет - достаточно системный.
    Для понимания требуются усилия на уровне осознания сложных связей (даже синтаксиса, не говоря о доказательствах) и узнавания места конкретной проблемы в общей системе.
    Контроль – довольно строгий.
    Задания по ходу курса – на систематизирующие навыки мышления, составление таблиц и логических схем.
    ...

  • Но фундаментальный вопрос остается нерешенным: надо ли учить их думать систем...

    9 слайд

    Но фундаментальный вопрос остается нерешенным: надо ли учить их думать системно, или это наша привычка и инерция, а студенты в этом не нуждаются?
    Аналогичный вопрос: надо ли учить их думать критически?
    Есть лукавство (или нерешенность для меня) в том, чтобы называть систему студентоцентричной и при этом оставлять за собой право знать, что студентам надо знать и в чем упражняться, а в чем не надо.

    Обобщая, мне не хватает самого фундаментального – понимания студенческой мотивации. Зачем они пришли, кроме как социализироваться = адаптироваться или даже преуспеть и выделиться в игре, в которую их принудительно поместили, задав правила.

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 271 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.08.2020 141
    • PPTX 70 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шимохина Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шимохина Ирина Васильевна
    Шимохина Ирина Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70021
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе