Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника
Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена
2 слайд
2
«ОБРАЗЫ ЯЗЫКА» XX - XXI ВЕКА
«язык в самом себе и для себя» (Ф.де Соссюр) → язык - «дом бытия» (М. Хайдеггер) → язык - «дом бытия духа» и «пространство мысли» (Ю.С. Степанов);
«за каждым текстом скрывается языковая система» (Ф.де Соссюр) → «за каждым текстом стоит языковая личность» (Ю.Н. Караулов)
3 слайд
3
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
осознание русской языковой картины мира,
овладение культурой межнационального общения
4 слайд
4
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ
Что (какие культурные ценности) конкретно берем из культуры?
Как передаем культурные знания?
Кому передаем?
С какой целью передаем?
5 слайд
5
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА:
теория и практика обучения оптимальным средствам введения современного школьника как языковой личности, как носителя индивидуальной картины мира, в культуру сквозь призму родного языка.
6 слайд
6
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
ЛИНГВОКОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ:
лингво/культурный концепт
ценностно-языковая картина мира
языковая личность
7 слайд
7
ТЕНДЕНЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ:
изменение возрастных параметров речевого развития школьников в сторону понижения;
нарастание «семантического опустошения» и стереотипизации языкового сознания;
ослабление литературоцентричности сознания
8 слайд
«ЗДАНИЕ СМЫСЛА»
(выражение Л.С. Выготского)
ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНЦЕПТА «ЯБЛОКО»:
9 слайд
9
10 слайд
СТРУКТУРА КОНЦЕПТА
(НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ»):
11 слайд
11
12 слайд
12
БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
«Культура – это совокупность концептов и отношений между ними» (Ю.С. Степанов)
«Национальный язык в потенции – как бы «заместитель» русской культуры» (Д.С. Лихачев)
«Русский язык – это язык выражения чувства, мысли и воли русского человека» (В.В. Колесов)
13 слайд
13
14 слайд
14
УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА
(В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ):
создание словарного портрета слова (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического);
создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста);
создание словесного портрета концепта (слово на уровне Текста и в диалоге культур).
15 слайд
15
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
основное средство обучения;
это «задача на смысл» (А.Н. Леонтьев);
это «задача на жизнь» (Д.А. Леонтьев)
ПРИМЕР ЛКЗ: извратить, заблуждаться, исказить, клеветать, ошибаться, лицемерить, оболгать, подтасовать, провраться, фальсифицировать.
16 слайд
16
РАДИ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАЕТСЯ:
сформировать основания для культурной и социальной самоидентификации выпускника школы: «кто я, чей, что люблю, чем дорожу, с кем и куда иду»;
дать своему выпускнику устойчивую систему мировоззренческих ориентиров, способность духовной защиты и креативного действия по отношению к наличному социуму;
воспитание толерантной языковой личности
17 слайд
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Пальчикова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.