Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Познавательная деятельность человека.
Истина и ее критерии.
2 слайд
Продолжите следующие фразы:
о мире физических явлений я знаю …
о мире живых существ я знаю …
о мире людей я знаю …
о себе я знаю …
я знаю, как пользоваться …
я знаю, как применить …
Раскройте и конкретизируйте суждение: «Я знаю, откуда берется само знание».
3 слайд
1. Познание чувственное и рациональное.
ЗНАНИЯ
о предметах, их свойствах и полезных для человека функциях (что такое?)
о способах и правилах деятельности (как пользоваться?)
это результат познавательной деятельности людей, то есть познания
4 слайд
Познание:
может быть непроизвольным или специально организованным познавательным процессом;
всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания);
бывает чувственным или рациональным.
5 слайд
Чувственное познание
объект
ощущение
отражение отдельных свойств предмета
представление
чувственный образ предметов и явлений
восприятие
целостное отражение предмета, образ предмета
6 слайд
Чувственное познание
На характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:
особенности наших органов чувств;
индивидуальный опыт;
культурно-исторический опыт.
7 слайд
Рациональное познание
объект
мыслительные операции
понятие
суждение
умозаключение
8 слайд
«Логика, скорее, служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины»
«Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. И в том, и в другом правит разум. Ведь само искусство постановки эксперимента и пользования опытом покоится на точных основаниях»
«Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеет обыкновение пользоваться геометрия, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию одинаково вытекает одно из другого»
«В нашей способности замечать сходства и различия, соответствия и несоответствия различных предметов и заключаются все операции ума. Но эти способности есть не что иное, как физическая чувствительность, все, значит, сводится к ощущению»
9 слайд
Доказательство состоит из тезиса – суждения, истинность которого надо доказать, и аргументов – суждений, которые используются при доказательстве тезиса.
Пример 1. Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует непрерывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие чувства, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, к восьмимесячному возрасту демонстрировали значительно большие умственные и физические возможности, чем их сверстники.
Пример 2. Все сыновья наследователя являются его потомками, все потомки наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства.
все сыновья – потомки
все потомки – наследники
____________________
все сыновья – наследники
10 слайд
2. Истина и ее критерии. Абсолютная и относительная истины.
Задание: Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным?
Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
Истина – это то, во что человек верит.
11 слайд
Возможно ли обретение истины?
Истина – достоверное правильное знание
и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения истинного знания;
агностики («агностицизм» в переводе с греческого – недоступный познанию) отрицали возможность обретения истинного знания
12 слайд
Критерии истины
Знание истинно лишь тогда, когда оно непротиворечиво, логически стройно, то есть согласовано с имеющейся системой взглядов
Признание истинным того, что полезно для человека
Главный критерий – практика – и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент
13 слайд
Объективна ли истина?
Протагор:
«Что каждому кажется, то и достоверно»
Аристотель:
отрицал такое мнение, существует объективная истина, независимая от произвола людей, их пристрастий и интересов
14 слайд
Задание: Какие из перечисленных ниже суждений верны? Обоснуйте ваш выбор.
Истина объективна тогда, когда она не зависит от познающего субъекта.
Истина объективна, если она оставляет нас спокойными, не вызывает споров и страстей.
Объективных истин не бывает, так как без человека нет познания, а человек всегда привносит свое отношение к познаваемому предмету.
Объективные истины могут быть только в мире природы, но не в мире людей.
15 слайд
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина:
несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание
Относительная истина:
Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец, к которому стремится наше знание.
На пути к этой цели мы получаем неполное, ограниченное знание, то есть относительную истину.
16 слайд
Будет ли истинным знание: «Сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180º»?
Будет ли истинным знание: «Наполеон умер 5 мая 1821 года»?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 127 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Чинякина Наталья Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.