X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Татарские женские головные уборы

Татарские женские головные уборы Набиуллина Назлыгуль Фаляхутдиновна МАОУ «СО...
В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое мест...
Традиционные женские головные уборы — наиболее яркий и самобытный элемент, ко...
Этноспецифическим головным убором татарок Казани и Заказанья был калфак. В пе...
По своей сути калфак выполнял роль волосника, поэтому нередко надевался в ком...
Общим для всех групп мишарей являлось обязательное присутствие в женской одеж...
У лямбирских мишарей тастарный комплекс включал те же составные элементы. Отл...
Спецификой отличался и тастарный комплекс касимовских татар. Волосник состоял...
Головной убор молькеевских кряшен во многом аналогичен тастарному комплексу м...
Своеобразными были традиционные головные уборы кряшен, что связано с ранней к...
Класс
Автор

Татарские женские головные уборы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Татарские женские головные уборы Набиуллина Назлыгуль Фаляхутдиновна МАОУ «СОШ № 16» г.Альметьевска Республики Татарстан

2 слайд

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф, профессор Н. И. Воробьёв

3 слайд

Традиционные женские головные уборы — наиболее яркий и самобытный элемент, который лежит в основе выделения этнотерриториальных вариантов костюма.

4 слайд

Этноспецифическим головным убором татарок Казани и Заказанья был калфак. В периоды разных стилевых направлений моды он принимал самые разнообразные формы и размеры, отличался различными способами ношения (с покрывалом или без) и художественного оформления (золотое шитье, шитье жемчугом и бисером, вышивка синелью, инкрустация самоцветами, отделка мелкой золоченой монетой и др.).

5 слайд

По своей сути калфак выполнял роль волосника, поэтому нередко надевался в комплексе с покрывалом. Основной головной убор пожилой казанской татарки представлял собой покрывалообразную косынку с гипотенузой до 2,5 м. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась позументом, несколькими монетками. Поверх «өрпәк» (покрывало) надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом или позументная шапочка.

6 слайд

Общим для всех групп мишарей являлось обязательное присутствие в женской одежде тастарного комплекса головного убора. Тастар – полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной домотканой тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. У темниковско-азеевских мишарей он надевался поверх волосника-чепца с накосником чехлом для кос. Концы тастара украшались узорами тамбурной вышивки.

7 слайд

У лямбирских мишарей тастарный комплекс включал те же составные элементы. Отличался лишь способ повязывания тастара, когда один из наиболее украшенных его концов располагали на голове, а другой — на спине. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау).

8 слайд

Спецификой отличался и тастарный комплекс касимовских татар. Волосник состоял из двух элементов: отдельно чепца и накосника чехла. В городе Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско-татарского. Тастар повязывали поверх калфака, причем особым образом. Касимовские тастары обычно имели лишь один украшенный конец, который располагался на спине, а чаще на плече. Неукрашенный конец, обернув вокруг лица, пропускали под подбородком и закрепляли на виске специальной заколкой — украшением. У горожан тастары изготовлялись из светлой ажурной ткани фабричного производства и вышивались профессиональными мастерицами.

9 слайд

Головной убор молькеевских кряшен во многом аналогичен тастарному комплексу мишарей и соседствующих с ними чувашей. Он состоял из двух полотенцеобразных покрывал: длинного (тастар) и короткого (чибар яулык). В оформлении этих полотенец применялись высокохудожественное тканье выборного полихромного исполнения и тамбурная вышивка, домашнее кружево. Тастар дважды обертывался вокруг головы и шеи с тем, чтобы орнаментированные концы свисали на спине, один выше другого. Поверх тастара назад концами завязывался чибар яулык. В середине XIX в. молькеевские женщины, как и лямбирские мишарки, поверх тастара надевали кашбу (кашпау) — древне-тюркский шлемовидный головной убор со спинной лопастью, украшенный серебряными монетами, нукратками, бисером, кораллами. Девичья бисерно-монетная шапочка (такъя) также облегала голову наподобие шлема, имела на верхушке шишак, на висках наушники, сзади бисерный назатыльник.

10 слайд

11 слайд

Своеобразными были традиционные головные уборы кряшен, что связано с ранней культурной изоляцией их от татар-мусульман и с особенностями их этнокультурного развития (воздействием, в частности, христианской, особенно русской культуры). Головной убор заказанских и западно-закамских кряшен состоял из волосника-чепца, головного покрывала, полотенцеобразной повязки (ак яулык – белый платок) и свадебного покрывала. Происхождение этого убора этнографы связывают с головным убором русских женщин. Особенно оригинальными были головные уборы замужних елабужских кряшенок. Они включали волосник-чепец, головное покрывало (чукол), налобную монетную повязку, монетные височные украшения и напоминали древние «шлемовидные» уборы тюркских народов Евразии. Во время праздничных (обрядовых) торжеств замужние елабужанки надевали головное покрывало, налобная часть которого была полукруглой и напоминала русский кокошник.

12 слайд