Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«ЗОЛОТОЙ» ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Интегрированный урок по истории и музыке
«ИВАН СУСАНИН
В ИСТОРИИ
И МУЗЫКЕ»
2 слайд
ЭПИГРАФ
«ЗА ОТЧИЗНУ НЕ
ЖАЛЬ И ЖИЗНИ ОТДАТЬ…»
ПРОБЛЕМА: ПРОЧИТАЙТЕ ЭПИГРАФ.
ЕГО СМЫСЛ НАМИ ДОЛЖЕН БЫТЬ
РАСКРЫТ К КОНЦУ УРОКА
3 слайд
В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области.
В то время Москву занимали поляки: они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III.
Один отряд проникнул в костромские пределы и искал Михаила Феодоровича. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнино, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России.
Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти свою жизнь. Он повёл поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности, попросив об этом своего сына: бывшие с ним охранники успели увезти его.
Раздражённые поляки убили Сусанина.
По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613), потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнино; её подтверждали и последующие государи.
4 слайд
Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
«Думы» – поэтическое произведение с размышлением
о ком-либо или о чём-либо.
5 слайд
6 слайд
Краткое содержание сочинения К.Ф.Рылеева “Думы”
Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране.
Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил простой крестьянин Иван Сусанин.
Он согласился стать проводником польских войск к месту, где скрывался в то время будущий царь России Михаил Федорович Романов, и специально завёл отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам вместе с ними погиб.
7 слайд
«Иван Сусанин»
отрывок из сочинения «Думы»
Сусанин, встреченный поляками где-то на дороге,
идут к деревне Ивана, причём они не скрывают,
что идут убивать Михаила Федоровича:
“Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! –
Сусанину с сердцем вскричали враги, –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!...
Всё происходит в деревне Сусанина,
последний угощает поляков, и они
ложатся спать.
Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Всё в дымной избушке внушает покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..
8 слайд
Тут к дому подъезжает на коне сын Сусанина. Отец посылает его к Михаилу:
“Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому;
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей;
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!
Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге”.
Сын расспрашивает отца о том, что тот задумал. Сусанин отвечает:
“Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!”
Сын выполняет его волю:
Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
9 слайд
Враги в доме Сусанина просыпаются:
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы – злодеи царя.
“Сусанин! – вскричали, – что молишься богу?
Теперь уж не время – пора нам в дорогу!”
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведёт их…
10 слайд
Крестьянин заводит иноземцев в самую чащу непроходимого леса:
“Куда ты завёл нас?” – лях старый вскричал.
“Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –
Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.”
“Злодей! – закричали враги, закипев, –
Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!”
“Умри же! – сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! –
Погибни, предатель! Конец твой настал!”
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
11 слайд
ЗАДАНИЕ:
(Работа со словарными словами)
Прочитайте слова, которые нам встречались в тексте;
Подумайте, что они обозначают или о ком (о чём) идет речь?
МИХАИЛ
САРМАТЫ, ЛЯХ
ЖУПАН
ОКОЛЬНАЯ ТРОПА
ДЕБРИСТАЯ СТЕНА
ЗАХОЛУСТЬЕ
СОКОЛЬИ ОЧИ
ЛУЧИНА
12 слайд
«МИХАИЛ»
Царь Михаил Федорович Романов
13 слайд
«САРМАТЫ, ЛЯХ»
САРМАТЫ – ПОЛЬСКАЯ ЗНАТЬ;
ЛЯХ(И) – НАЗВАНИЕ ПОЛЯКОВ
14 слайд
«ЖУПАН»
У ПОЛЯКОВ ДВОРЯНСКИЙ (ШЛЯХСТСКИЙ) КОСТЮМ
15 слайд
«ОКОЛЬНАЯ ТРОПА»
МЕСТО ВОКРУГ СЕЛЕНИЯ ИЛИ РЯДОМ С НИМ; ОКРУЖНАЯ МЕСТНОСТЬ ИЛИ ДОРОГА
«ДЕБРИСТАЯ СТЕНА»
МЕСТО, ЗАРОСШЕЕ ГУСТЫМ, НЕПРОХОДИМЫМ ЛЕСОМ; ДАЛЕКИЙ ГЛУХОЙ КРАЙ, МАЛОДОСТУПНАЯ МЕСТНОСТЬ
«ЗАХОЛУСТЬЕ»
ГЛУХАЯ ПРОВИНЦИЯ; МЕСТО, ДАЛЕКОЕ ОТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ
«СОКОЛЬИ ОЧИ»
ЗОРКИЕ ГЛАЗА
«ЛУЧИНА»
ТОНКАЯ ЩЕПКА ОТ СУХОГО ПОЛЕНА (ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ИЗБЫ)
16 слайд
ЗАДАНИЕ:
?- КОГДА ПРОИСХОДИЛИ СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫЕ В
«ДУМАХ. Иван Сусанин» (1613 году)
?- КАКИЕ ЭТО БЫЛИ ВРЕМЕНА. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.
«НЕСИТЕ ЖЕМЧУГ, СЕРЕБРО,
НЕСИТЕ ВСЁ СВОЁ ДОБРО.
ВСЁ, ЧТО КОПИЛИ МНОГО ЛЕТ!
А У КОГО БОГАТСТВА НЕТ –
ОТЧИЗНУ, РОДИНУ ЛЮБЯ,
НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ СНИМИ С СЕБЯ!»
Н.Кончаловская
(Это были времена нападения поляков на Русь. В то время сама Русь переживала Смутные времена. Поляки воспользовавшись тем, что в стране Смута, хотели возвести своего царя на престол. А поэтому им нужно было сначала завоевать страну и убить прямого наследника на престол-несовершеннолетнего Михаила Федоровича Романова. Они грабили и убивали русский народ; предлагали отказаться от Родины и поддержать их царя)
17 слайд
ЗАДАНИЕ
?-МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ИВАНА СУСАНИНА РУССКИМ ГЕРОЕМ. ПОЧЕМУ? ДОКАЖИТЕ?
(Этот человек, ценой своей жизни, спас жизнь молодого царя Михаила Федоровича Романова)
?-КТО АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ?
(Кондратий Федорович Рылеев)
?- С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ БЫЛО НАПИСАНО АВТОРОМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
(С целью показать, что были в те времена люди, которые отчаянно любили свою Родину; показать мужество, героизм и отвагу таких людей; вызвать у читателей чувство гордости за патриотов своей страны)
18 слайд
Кладбище в селе Домнино. Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.
На этом месте находился древний храм Воскресения Христов. Неизвестные источники утверждают, что именно на этом кладбище захоронен Иван Сусанин
19 слайд
Село Исупово - подлинное место гибели Ивана Сусанина. Оно находилось в десятках километров от села Домнино, в котором жил крестьянин. На болотах в Костромской области и погиб Иван Сусанин. В тех местах установлен двадцатитонный камень с простой надписью: «Иван Сусанин 1613»
20 слайд
Памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину – первоначальный вариант
Памятник Ивану Сусанину -современный вариант
21 слайд
1613 г. Москва избрала нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. За год до этого события польские и шведские войска вторглись в Россию.
22 слайд
23 слайд
Под руководством гражданина Минина и князя Пожарского создаются большие войска народного ополчения. Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.
Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году
Изгнание поляков из Кремля.
24 слайд
На Красной площади столицы перед величественным многоглавым собором Василия Блаженного стоит выразительный монумент в память освобождения Москвы от иноземцев в 1612 году. На его гранитном постаменте - лаконичная бронзовая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
25 слайд
ЗАДАНИЕ:
ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ КАЧЕСТВ У ЧЕЛОВЕКА, ВЫБЕРИТЕ ТЕ, КОТОРЫМИ НА ВАШ ВЗГЛЯД ОБЛАДАЛИ КРЕСТЬЯНИН ИВАН СУСАНИН, КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ, ГРАЖДАНИН МИНИН И МНОГИЕ ЛЮДИ, ОТСТАИВАВШИЕ СВОБОДУ НАШЕЙ СТРАНЫ:
БЕЗУКОРИЗНЕННОСТЬ
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
БЕЗЧУВСТВЕННОСТЬ
ХАМСТВО
МУЖЕСТВО
ОТВАГА
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
ВЗАИМОПОМОЩЬ
ВОСПИТАННОСТЬ
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ
ВЫСОКОМЕРНОСТЬ
ГОРДОСТЬ
ХРАБРОСТЬ
НЕСДЕРЖАННОСТЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДОБЛЕСТЬ
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
ГЕРОИЗМ
26 слайд
ЭПИЛОГ
? - ТАК КАКОЙ ЖЕ СМЫСЛ В ВЫРАЖЕНИИ:
« ЗА ОТЧИЗНУ НЕ ЖАЛЬ И ЖИЗНИ ОТДАТЬ…»
27 слайд
ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ»
ПРАВИЛО: 1-УЧЕНИК НАЗЫВАЕТ ПЕРВОЕ СЛОВО ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ, 2-Й УЧЕНИК-ПРЕДЫДУЩЕЕ СЛОВО И СВОЁ, 3-Й УЧЕНИК-ПРЕДУДУЩИЕ СЛОВА И СВОЁ И Т.Д.
КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
«ДУМЫ»
СМУТНОЕВРЕМЯ
РУССКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА
ИВАН СУСАНИН
ПОДВИГ
МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ
ГРАЖДАНИН МИНИН И КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
ПАТРИОТЫ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 668 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Хайрулина Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.