X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Древние образы народного искусства

Древние корни народного искусства Декоративно-прикладное искусство в жизни че...
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий,...
Народное искусство развивается на основе традиций и преемственности. Традиции...
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная ...
“Не земля родит, а небо” Солнце
Конь Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь бы...
Конь (красный - день, черный - ночь) Прялка Верхняя Тойма Северная Двина, 19 ...
Конник (тянитолкай) Вышивка Фрагмент полотенца Каргополь, Олонецкая губ., 19 ...
Какой смысл вложил народный мастер в украшение лопасти прялок?
Вода, дождь О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот д...
Русалки Русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-да...
http://www.silaev-ag.ru/dict/142 КОЛОВРАТ Древнерусское название класса соляр...
Берегиня Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означ...
Птица Орнамент.Вышивка Фрагмент полотенца. Каргополь, Олонецкая губ., 19 в. Ф...
Птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением ...
Сирин
Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы....
Засеянное поле В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали ...
Мать сыра-земля «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!» «Добра мать ...
Значение цвета Красный Белый Желтый Черный цвет выражал восторг, радость, жиз...
Л.В. Кукарева, учитель изобразительного искусства МОУ «Вятская средняя общеоб...
Класс
Автор

Древние образы народного искусства

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Древние корни народного искусства Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Древние образы народного искусства 5 класс, I четверть

2 слайд

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

3 слайд

Народное искусство развивается на основе традиций и преемственности. Традиции – глубокая преемственность в народном творчестве, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, навыки, правила.

4 слайд

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.

5 слайд

“Не земля родит, а небо” Солнце

6 слайд

Конь Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

7 слайд

Конь (красный - день, черный - ночь) Прялка Верхняя Тойма Северная Двина, 19 в. Фрагмент лопаски (лицо) Дерево, резьба, роспись Из собрания автора Конник (Конник-солнце) Прялка Верхняя Тойма, Северная Двина, 19 в. Фрагмент лопаски (оборот) Дерево, резьба, Роспись Из собрания автора

8 слайд

Конник (тянитолкай) Вышивка Фрагмент полотенца Каргополь, Олонецкая губ., 19 в. Льняное полотно, х-б нити http://www.latynin.ru/books/folkartpics/folkartpics3.html

9 слайд

Какой смысл вложил народный мастер в украшение лопасти прялок?

10 слайд

Вода, дождь О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Вертикальная волнистая линия – дождь.

11 слайд

Русалки Русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году, весной, для того, чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли.

12 слайд

http://www.silaev-ag.ru/dict/142 КОЛОВРАТ Древнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское  имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года).  Символ вечного солнцевращения  (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века.

13 слайд

Берегиня Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

14 слайд

Птица Орнамент.Вышивка Фрагмент полотенца. Каргополь, Олонецкая губ., 19 в. Фрагмент . Льняное полотно, х-б нити

15 слайд

Птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Жавороночки. Перепелушки. Птички-ласточки! Прилетите к нам' Весну ясную, Весну красную Принесите нам.

16 слайд

Сирин

17 слайд

Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

18 слайд

Засеянное поле В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

19 слайд

Мать сыра-земля «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!» «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!», «Как не добёр кто, а все не добрей Матери-Сырой-Земли: всяк приючает землю до гробовой доски, а земля приютит и мёртвого!» «Всякому человеку - и доброму, и худому - земля даст приют!», «Нужна рыбе вода, а птице вольная ширь поднебесная, а человеку - нет ничего нужнее, как Мать-Сыра-Земля, - умрёт, и то в неё уйдёт!» «Кому земля - мать родная, кому - родимая матушка, а кому и мачеха; да всё, как время придёт, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнёт, не погубит - к себе возьмёт, на вечные веки приголубит!», «Корми - как земля кормит; учи - как земля учит; люби - как земля любит!».

20 слайд

Значение цвета Красный Белый Желтый Черный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет символизировал солнце цвет символизировал землю

21 слайд

Л.В. Кукарева, учитель изобразительного искусства МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл