Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»
2 слайд
И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864
3 слайд
М.Ю. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского залива.
4 слайд
Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн…
5 слайд
И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?
6 слайд
7 слайд
«Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка»... прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящною прозой».
А.П. Чехов
8 слайд
«...образец повести, по-моему, «Тамань», — пусть все литераторы соберутся, и ни один не найдёт слова, которое можно было бы прибавить или убавить, там всё как цельный музыкальный аккорд».
Д.В. Григорович
9 слайд
«Сколько надо было иметь ума и сколько настоящей силы, чтобы так глубоко, как Лермонтов, чувствуя чары лунно-синих волн и чёрной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты... Или
в последней сцене, покинув на берегу
слепого мальчика, так и покинуть его
тихо и безутешно плачущим и не
обмолвиться напоследок ни словом о
родстве своём...»
И. Анненский
10 слайд
ПАРАЛЛЕЛИ
Парус - парус - мятежность
контрабандистов бесприютность
Слепой - странствующий - бесперспективность
офицер отчаяние
11 слайд
Что касается до героя романа —
он и тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».
В.Г. Белинский
12 слайд
Григорий Александрович
ПЕЧОРИН
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей
стихию…
13 слайд
В.Г. Белинский:
«Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность её содержания, всё в ней таинственно, лица — какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота»...
14 слайд
ПЕЧОРИН
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
… настоящая русалка…моя ундина… Странное существо!.. эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью… в ней было много породы… необыкновенная гибкость её стана…правильный нос - всё это было для меня обворожительно.
15 слайд
Светлана Светличная в роли Ундины (1967)
16 слайд
«Взойдём в лодку», - сказала моя спутница… Она как кошка вцепилась в мою одежду… между нами началась отчаянная борьба… я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку…я мгновенно бросил её в волны.
…причалил к пристани…кто-то в белом сидел на берегу…не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку.
17 слайд
Печорин
Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный интерес к неизвестному, а пуще всего влечение к опасности и действию, напрягая его безотказно работающую, почти смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств остро захватывающие приключения...
Е.Н. Михайлова
18 слайд
Печорин
В «Тамани», как и в «Бэле», Печорин показан снова не в кругу людей одинакового с ним социального положения и культурного уровня, но в среде, глубоким рубежом отделенной от привилегированной господствующей верхушки.
Е.Н. Михайлова
19 слайд
ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
ПЕЧОРИН
КОНТРАБАНДИСТЫ
Янко
ундина
слепой
старуха
20 слайд
ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
ЗАНЯТИЯ
КУЛЬТУРА (речь)
21 слайд
…некоторая недоговорённость и неясность в жизни контрабандистов и в их взаимных отношениях, оставляющая достаточно простора для работы нашего воображения...
С.В. Шувалов. (1925)
22 слайд
Глава «Тамань»
в оценке русских писателей
23 слайд
«„Тамань”. Это совершенство. Я видел снимок с рукописи: она вся до того исчерчена, что ничего нельзя разобрать. В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить».
Л.Н. Толстой
24 слайд
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах — по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
А.П. Чехов
25 слайд
«…как мог Лермонтов, будучи почти мальчиком, сделать это? Мечтаю написать такую вещь... тогда бы и умереть можно!» А.П. Чехов
Памятник М.Ю. Лермонтову
в Геленджике
26 слайд
«Тамань» - один из самых прекрасных перлов нашей литературы».
И.А. Бунин
27 слайд
…зачем я жил?
для какой цели
я родился?..
28 слайд
…моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку… «Ну вот тебе ещё», - и упавшая монета зазвенела, ударяясь о камень. Слепой её не поднял. … и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?..
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 610 196 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Корчагина Вера Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.