Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Приёмы сжатия текста
Практикум
9 класс
2 слайд
Критерии оценивания изложения
Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста.
или
Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста
3 балла
3 слайд
Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста.
или
Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста
2 балла
4 слайд
Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста.
или
Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его для сжатия 2 микротем текста
1 балл
5 слайд
Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста.
или
экзаменуемый не применил ни одного приём сжатия текста.
или
Экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел.
0 баллов
6 слайд
Исключение - исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.
Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Исключение повторов.
Исключение фрагмента предложения.
Исключение одного или нескольких синонимов.
7 слайд
Обобщение
Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. =
В коробке лежали разноцветные шары.
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
8 слайд
Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым.
перевод диалога или прямой речи в косвенную;
Замена фрагмента текста синонимичным выражением.
Переформулирование мысли своими словами.
9 слайд
Пример сжатия текста
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
10 слайд
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.
11 слайд
Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
12 слайд
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.
13 слайд
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
14 слайд
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.
«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
15 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 653 832 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Халилова Гузелия Калимулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.