X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда Муниципальное бюджетное о...
Народ жив, пока жива его культура – язык, традиции, народные родники, которые...
Великий Устюг занимает особое место среди древних городов Русского Севера. Из...
В народном костюме отражается душа народа и его представление о прекрасном. В...
Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда имеет многовековые истори...
Одежду устюжанки-мастерицы изготавливали из местного сырья: льна или конопли.
Изготовление льняного полотна было очень сложным и трудоемким, поэтому при ши...
В Великоустюгском уезде впервые начали сочетать ткачество с узорной вышивкой,...
В одежде обязательно присутствовал орнамент, в котором не было ни одной детал...
Орнамент был цветочно-растительный, иногда он состоял из человеческих фигур и...
В великоустюгской вышивке наиболее древнее цветовое сочетание - белого и крас...
Вышивкой с орнаментом украшалась рубаха - «исподка», которая носилась под сар...
Поверх рубахи надевали сарафан, который украшали узорной полосой, тесьмой или...
Поверх поневы надевался «нагрудник», «завесы» или передник с вышитыми узорами...
Передники опоясывались под грудь или завязывались на талии. Нарядно выглядели...
Сверху передника повязывали пояс. Их называли в разных деревнях по-разному: «...
Украшением костюма устюжанки была наплечная косынка, концы которой заправляли...
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему судили о возраст...
Незамужняя девушка носила косу, украшенную «накосниками» - лентами с фигурным...
Когда девушку просватывали, то к повязке прикрепляли овальный «натеменник». С...
Замужняя женщина убирала волосы под шапочки-повойники, кокошники, борушки. По...
шапочка-повойник кокошник борушка Головные уборы замужних женщин
Самый распространённый головной убор в Великоустюгском уезде - сорока. В повс...
В разных уголках устюжского края было развито шитье северным жемчугом и золот...
Праздничный головной убор богатых девушек состоял из повязки с длинными парчо...
Мужской костюм состоял из рубахи и портов. Рубаха была нательной и верхней, к...
Выходная или свадебная рубаха отличалась более богатой вышивкой. Шила свадебн...
Штаны - порты, также были нижними и верхними. Нижние порты шились из более то...
На поясе порты завязывались шнурком — гашником. Пояса или кушаки также служил...
В Великоустюгском уезде головным убором мужчин служила суконная или валяная ш...
Позже головным убором стал картуз – фуражка с твердым козырьком.            
У крестьян головным убором были шапки из войлока - ермолки. 5    
В летний период во время работ крестьяне носили головной убор сшитый из льнян...
Обо всём одежда говорила, По одёжке сразу видно было: Холост ли, женат? Откуд...
Литература Белозерцева И.В. Сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения тр...
Класс
Автор

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г.Великий Устюг январь 2019г

2 слайд

Народ жив, пока жива его культура – язык, традиции, народные родники, которые они питают.

3 слайд

Великий Устюг занимает особое место среди древних городов Русского Севера. Из поколения в поколение устюжане сохранили не только традиции и обычаи, но и интересную историю костюма устюжской земли.

4 слайд

В народном костюме отражается душа народа и его представление о прекрасном. Великоустюгский костюм является образцом гармонии цвета и линий.

5 слайд

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда имеет многовековые исторические корни.

6 слайд

Одежду устюжанки-мастерицы изготавливали из местного сырья: льна или конопли.

7 слайд

Изготовление льняного полотна было очень сложным и трудоемким, поэтому при шитье одежды крестьянка экономно расходовала ткань. Все детали одежды были прямоугольными или квадратными.

8 слайд

В Великоустюгском уезде впервые начали сочетать ткачество с узорной вышивкой, в которой использовался белый и цветной тамбур, веревочка или гладь, что делало костюм нарядным и неповторимым.

9 слайд

В одежде обязательно присутствовал орнамент, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение и наделялся определённой силой воздействия. Считалось, что эти узоры обладают глубоким религиозным смыслом и оберегающей силой.

10 слайд

Орнамент был цветочно-растительный, иногда он состоял из человеческих фигур или геометрический - из ромбов, квадратов, зигзагов. Для окраски орнаментов и одежды использовались природные красители - красный, черный, белый, синий и желтый цвет.

11 слайд

В великоустюгской вышивке наиболее древнее цветовое сочетание - белого и красного. Красный цвет являлся символом земного плодородия и  солнца, а белый означал чистоту помыслов.

12 слайд

Вышивкой с орнаментом украшалась рубаха - «исподка», которая носилась под сарафан и шилась из белого льняного полотна.   Рубахи - «поокосницы» или «подольницы» надевали без сарафана с поясом. Рубахи - «Подольницы» надевали в Егорьев день на первый выгон скота в поле.  

13 слайд

Поверх рубахи надевали сарафан, который украшали узорной полосой, тесьмой или кружевом. В некоторых деревнях женщины носили поневу – это домотканая клетчатая юбка, которая была украшена лентами и тесьмой.

14 слайд

Поверх поневы надевался «нагрудник», «завесы» или передник с вышитыми узорами «нагрудник» «завесы» передник

15 слайд

Передники опоясывались под грудь или завязывались на талии. Нарядно выглядели свадебные «нагрудники», которые завязывались выше груди и имели по краям небольшие петли для продевания пояса-шнура или пуговки.

16 слайд

Сверху передника повязывали пояс. Их называли в разных деревнях по-разному: «опояски», «кушаки», «покромки», «тельники» Концы пояса украшали кистями, бусинами или стеклярусом.

17 слайд

Украшением костюма устюжанки была наплечная косынка, концы которой заправляли за «лямы» сарафана. Повседневные косынки изготовляли из пестрой ткани, а свадебные и праздничные – из белого холста. Нижний угол таких косынок украшали орнаментом, вышивкой или пришитыми оборками, благодаря чему костюм устюжанки был ярок и красив.

18 слайд

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему судили о возрасте и семейному положению.

19 слайд

Незамужняя девушка носила косу, украшенную «накосниками» - лентами с фигурными привесками в виде сердечек или треугольников.

20 слайд

Когда девушку просватывали, то к повязке прикрепляли овальный «натеменник». Свадебный убор состоял из венца и коруны – это ажурные обручи, украшенные жемчугом, цветным стеклом, фольгой или золотой бахромой.

21 слайд

Замужняя женщина убирала волосы под шапочки-повойники, кокошники, борушки. Поверх надевали вязанные, домотканые и покупные платки, шали или полушалки.

22 слайд

шапочка-повойник кокошник борушка Головные уборы замужних женщин

23 слайд

Самый распространённый головной убор в Великоустюгском уезде - сорока. В повседневной жизни женщины носили  сороку с завязками, а в праздники она была украшена шитьём или драгоценными камнями из бисера. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь.

24 слайд

В разных уголках устюжского края было развито шитье северным жемчугом и золотошвейное искусство, которое использовалось для праздничной одежды и головных уборов. Праздничные уборы крестьянок были такими яркими и блестящими, что их называли "златоглавами".  

25 слайд

Праздничный головной убор богатых девушек состоял из повязки с длинными парчовыми лентами-завязками или венцом, который украшался жемчугом, перламутром, цветными камнями, металлическими блестками, бусинками, бахромой или кружевом.

26 слайд

Мужской костюм состоял из рубахи и портов. Рубаха была нательной и верхней, которая была длиной до колен и носилась навыпуск, подпоясанная кушаком. Она имела круглый или прямоугольный вырез. Разрез на горловине делали слева, Подол, низ рукавов и ворот обшивали тесьмой. Бока и рукава рубахи соединялись вставкой — ластовицей, которая отличалась от рубахи по цвету.

27 слайд

Выходная или свадебная рубаха отличалась более богатой вышивкой. Шила свадебную рубаху невеста с молитвой, зашивая в ее узоре таинственное письмо с пожеланием добра, семейного благополучия и богатства.

28 слайд

Штаны - порты, также были нижними и верхними. Нижние порты шились из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из домотканого сукна или льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Порты были неширокими и довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или на них наматывались онучи - портянки, на которые одевались берестяные лапти.

29 слайд

На поясе порты завязывались шнурком — гашником. Пояса или кушаки также служили оберегом. К праздничной рубахе надевали пояса или кушаки из переборного тканья или из шерсти.

30 слайд

В Великоустюгском уезде головным убором мужчин служила суконная или валяная шляпа — «грешевик».  Шляпы катали из овечьей шерсти.

31 слайд

Позже головным убором стал картуз – фуражка с твердым козырьком.            

32 слайд

У крестьян головным убором были шапки из войлока - ермолки. 5    

33 слайд

В летний период во время работ крестьяне носили головной убор сшитый из льняной ткани, который назывался «кукель». Это капюшон с накидом на плечи, который использовался на сенокосе для защиты от комаров.

34 слайд

Обо всём одежда говорила, По одёжке сразу видно было: Холост ли, женат? Откуда родом?  Возраст, ремесло и связь с народом.   Нёс костюм характер благочинный, Был для всех свободным, строгим, длинным. На Руси короткие одежды Надевать не смели и невежды.   Из полотен вырубали пряхи Длинные холщовые рубахи. Ворот и подолы украшали, Дивные узоры вышивали.   На узорах — травы, кони , птицы... Выводили тонко мастерицы. Вышивка людей оберегала - Нечисть и болезни отгоняла.   Пояс на рубахи надевали, Им себя от зла остерегали. Ну, а распоясаться, конечно, Было стыдно да и просто грешно.   В праздники деревня наряжалась, Вся одежда в миг преображалась. Хороводы, хохот, песни, пляски! Яркие насыщенные краски!   С той поры уж пролетели годы. Русь — законодательница моды, Лучше устюжского нашего наряда Не найдёшь нигде! Да и не надо.

35 слайд

Литература Белозерцева И.В. Сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.   Богуславская И.Я. «Мастера Русского Севера. Вологодская земля». Издательство «Планета», Москва, 1987 год.   Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.   Григорьева Г.А. Каталог «Ткани и одежда Поморья», Архангельск, издательство «Правда Севера»», 2000 год