Инфоурок ИЗО, МХК ПрезентацииТрадиционный народный костюм Великоустюгского уезда

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда

Скачать материал
Скачать материал "Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Традиционный народный костюм
 Великоустюгского уездаМуниципальное бюджетное о...

    1 слайд

    Традиционный народный костюм
    Великоустюгского уезда
    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
    г.Великий Устюг
    январь 2019г

  • Народ жив, пока жива его культура –  язык, традиции, народные р...

    2 слайд

    Народ жив, пока жива его культура –
    язык, традиции, народные родники, которые они питают.

  • Великий Устюг  занимает особое место среди древних городов Русского Севера....

    3 слайд

    Великий Устюг занимает особое место среди древних городов Русского Севера.
    Из поколения в поколение устюжане сохранили не только традиции и обычаи, но и интересную историю костюма устюжской земли.

  • В народном костюме отражается душа народа и его представление о прекрасном....

    4 слайд



    В народном костюме отражается душа народа и его представление о прекрасном.
    Великоустюгский костюм является образцом гармонии цвета и линий.

  • Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда имеет многовековые исто...

    5 слайд


    Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда
    имеет многовековые исторические корни.


  • Одежду устюжанки-мастерицы изготавливали из местного сырья: льна или конопли.

    6 слайд

    Одежду устюжанки-мастерицы изготавливали из местного сырья: льна или конопли.


  • Изготовление льняного полотна было очень сложным и трудоемким, поэтому при ш...

    7 слайд

    Изготовление льняного полотна было очень сложным и трудоемким,
    поэтому при шитье одежды крестьянка экономно расходовала ткань.
    Все детали одежды были прямоугольными или квадратными.


  • В Великоустюгском уезде впервые начали сочетать ткачество с узорной вышивкой,...

    8 слайд

    В Великоустюгском уезде впервые начали сочетать ткачество с узорной вышивкой, в которой использовался белый и цветной тамбур,
    веревочка или гладь, что делало костюм нарядным и неповторимым.

  • В одежде обязательно присутствовал орнамент, в котором не было ни одной детал...

    9 слайд

    В одежде обязательно присутствовал орнамент, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение и наделялся определённой силой воздействия. Считалось, что эти узоры обладают глубоким религиозным смыслом и оберегающей силой.




  • Орнамент был цветочно-растительный, иногда он состоял из человеческих фигур...

    10 слайд



    Орнамент был цветочно-растительный, иногда он состоял из человеческих фигур или геометрический - из ромбов, квадратов, зигзагов.
    Для окраски орнаментов и одежды использовались природные красители -
    красный, черный, белый, синий и желтый цвет.


  • В великоустюгской вышивке наиболее древнее цветовое сочетание  - белого и кра...

    11 слайд

    В великоустюгской вышивке наиболее древнее цветовое сочетание - белого и красного. Красный цвет являлся символом земного плодородия и  солнца, а белый означал чистоту помыслов.

  • Вышивкой с орнаментом украшалась рубаха - «исподка»,  которая носилась под с...

    12 слайд

    Вышивкой с орнаментом украшалась рубаха - «исподка»,
    которая носилась под сарафан и шилась из белого льняного полотна.  
    Рубахи - «поокосницы» или «подольницы» надевали без сарафана с поясом.
    Рубахи - «Подольницы» надевали в Егорьев день на первый выгон скота в поле.
     





  • Поверх рубахи надевали сарафан, который украшали узорной полосой, тесьмой или...

    13 слайд

    Поверх рубахи надевали сарафан, который украшали узорной полосой, тесьмой или кружевом. В некоторых деревнях женщины носили поневу – это домотканая клетчатая юбка, которая была украшена лентами и тесьмой.

  • Поверх поневы надевался «нагрудник», «завесы» или передник с вышитыми узорами...

    14 слайд

    Поверх поневы надевался «нагрудник», «завесы» или передник с вышитыми узорами
    «нагрудник» «завесы» передник

  • Передники опоясывались под грудь или завязывались на талии. Нарядно выглядели...

    15 слайд

    Передники опоясывались под грудь или завязывались на талии. Нарядно выглядели свадебные «нагрудники», которые завязывались выше груди и имели по краям небольшие петли для продевания
    пояса-шнура или пуговки.

  • Сверху передника повязывали  пояс. Их называли в разных деревнях по-разному:...

    16 слайд

    Сверху передника повязывали пояс.
    Их называли в разных деревнях по-разному: «опояски», «кушаки», «покромки», «тельники»
    Концы пояса украшали кистями, бусинами или стеклярусом.

  • Украшением костюма устюжанки была наплечная косынка, концы которой заправляли...

    17 слайд

    Украшением костюма устюжанки была наплечная косынка, концы которой заправляли за «лямы» сарафана. Повседневные косынки изготовляли из пестрой ткани, а свадебные и праздничные – из белого холста. Нижний угол таких косынок украшали орнаментом, вышивкой или пришитыми оборками, благодаря чему костюм устюжанки был ярок и красив.

  • Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему судили о возрас...

    18 слайд

    Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
    По нему судили о возрасте и семейному положению.

  • Незамужняя девушка носила косу, украшенную «накосниками» - лентами с фигурным...

    19 слайд

    Незамужняя девушка носила косу, украшенную «накосниками» - лентами с фигурными привесками в виде сердечек или треугольников.

  • Когда девушку просватывали, то к повязке прикрепляли овальный «натеменник». С...

    20 слайд

    Когда девушку просватывали, то к повязке прикрепляли овальный «натеменник». Свадебный убор состоял из венца и коруны – это ажурные обручи, украшенные жемчугом, цветным стеклом, фольгой или золотой бахромой.

  • Замужняя женщина убирала волосы под шапочки-повойники, кокошники, борушки. П...

    21 слайд


    Замужняя женщина убирала волосы под шапочки-повойники, кокошники, борушки. Поверх надевали вязанные, домотканые и покупные платки, шали или полушалки.

  • шапочка-повойник...

    22 слайд


    шапочка-повойник кокошник борушка

    Головные уборы замужних женщин

  • Самый распространённый  головной убор в Великоустюгском уезде - сорока. В пов...

    23 слайд

    Самый распространённый головной убор в Великоустюгском уезде - сорока. В повседневной жизни женщины носили  сороку с завязками, а в праздники она была украшена шитьём или драгоценными камнями из бисера.
    Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь.

  • В разных уголках устюжского края  было развито шитье северным жемчугом и зо...

    24 слайд



    В разных уголках устюжского края было развито шитье северным жемчугом и золотошвейное искусство, которое использовалось для праздничной одежды и головных уборов. Праздничные уборы крестьянок были такими яркими и блестящими, что их называли "златоглавами".  

  • Праздничный головной убор богатых девушек состоял из повязки с длинными парчо...

    25 слайд

    Праздничный головной убор богатых девушек состоял из повязки с длинными парчовыми лентами-завязками или венцом, который украшался жемчугом, перламутром, цветными камнями, металлическими блестками, бусинками, бахромой или кружевом.

  • Мужской костюм  состоял из рубахи и портов. Рубаха была нательной и верхней,...

    26 слайд

    Мужской костюм состоял из рубахи и портов. Рубаха была нательной и верхней, которая была длиной до колен и носилась навыпуск, подпоясанная кушаком.
    Она имела круглый или прямоугольный вырез. Разрез на горловине делали слева, Подол, низ рукавов и ворот обшивали тесьмой. Бока и рукава рубахи соединялись вставкой — ластовицей, которая отличалась от рубахи по цвету.

  • Выходная или свадебная рубаха отличалась более богатой вышивкой.Шила свадебн...

    27 слайд

    Выходная или свадебная рубаха отличалась более богатой вышивкой.
    Шила свадебную рубаху невеста с молитвой, зашивая в ее узоре таинственное письмо с пожеланием добра, семейного благополучия и богатства.

  • Штаны - порты, также были нижними и верхними. Нижние порты шились из более т...

    28 слайд


    Штаны - порты, также были нижними и верхними. Нижние порты шились из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из домотканого сукна или льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Порты были неширокими и довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или на них наматывались онучи - портянки, на которые одевались берестяные лапти.

  • На поясе порты завязывались шнурком — гашником. Пояса или кушаки также служи...

    29 слайд

    На поясе порты завязывались шнурком — гашником.
    Пояса или кушаки также служили оберегом. К праздничной рубахе надевали
    пояса или кушаки из переборного тканья или из шерсти.

  • В Великоустюгском уезде головным убором мужчин  служила суконная или валяная...

    30 слайд

    В Великоустюгском уезде головным убором мужчин служила суконная или валяная шляпа — «грешевик».  Шляпы катали из овечьей шерсти.

  • Позже головным убором стал картуз – фуражка с твердым козырьком.          

    31 слайд

    Позже головным убором стал картуз – фуражка с твердым козырьком.

       
       
       

  • У крестьян головным убором были шапки из войлока - ермолки.5   

    32 слайд

    У крестьян головным убором были шапки из войлока - ермолки.
    5
       

  • В летний период во время работ крестьяне носили  головной убор сшитый  из льн...

    33 слайд

    В летний период во время работ крестьяне носили головной убор сшитый из льняной ткани, который назывался «кукель». Это капюшон с накидом на плечи, который использовался на сенокосе для защиты от комаров.

  • Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуд...

    34 слайд

    Обо всём одежда говорила,
    По одёжке сразу видно было:
    Холост ли, женат? Откуда родом? 
    Возраст, ремесло и связь с народом.
     
    Нёс костюм характер благочинный,
    Был для всех свободным, строгим, длинным.
    На Руси короткие одежды
    Надевать не смели и невежды.
     
    Из полотен вырубали пряхи
    Длинные холщовые рубахи.
    Ворот и подолы украшали,
    Дивные узоры вышивали.
     
    На узорах — травы, кони , птицы...
    Выводили тонко мастерицы.
    Вышивка людей оберегала -
    Нечисть и болезни отгоняла.
     
    Пояс на рубахи надевали,
    Им себя от зла остерегали.
    Ну, а распоясаться, конечно,
    Было стыдно да и просто грешно.
     
    В праздники деревня наряжалась,
    Вся одежда в миг преображалась.
    Хороводы, хохот, песни, пляски!
    Яркие насыщенные краски!
     
    С той поры уж пролетели годы.
    Русь — законодательница моды,
    Лучше устюжского нашего наряда
    Не найдёшь нигде! Да и не надо.

  • ЛитератураБелозерцева И.В. Сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения тр...

    35 слайд

    Литература
    Белозерцева И.В. Сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.
     
    Богуславская И.Я. «Мастера Русского Севера. Вологодская земля». Издательство «Планета», Москва, 1987 год.
     
    Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.
     
    Григорьева Г.А. Каталог «Ткани и одежда Поморья», Архангельск, издательство «Правда Севера»», 2000 год
     

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Экспресс-тест «Народный праздничный костюм» по изобразительному искусству (5 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Народный праздничный костюм
  • 31.12.2020
  • 510
  • 10
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.11.2020 650
    • PPTX 33.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абдулаев Шамиль Абдулаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абдулаев Шамиль Абдулаевич
    Абдулаев Шамиль Абдулаевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80141
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 32 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 12 регионов

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе