Инфоурок Другое ПрезентацииПедагогический потенциал поликультурного общества

Педагогический потенциал поликультурного общества

Скачать материал
Скачать материал "Педагогический потенциал поликультурного общества"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    1 слайд

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
    ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Термин «поликультурное образование» - понятие «multicultural education». Перв...

    2 слайд

    Термин «поликультурное образование» - понятие «multicultural education».
    Первые попытки определения этого понятия были предприняты авторами международного педагогического словаря (Лондоне в 1977 г.), которые квалифицировали феномен «multicultural education» как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения.
    Термин «поликультурное образование»

  • Мультикультурализм – идеология и политика доминирующего общества, заключающая...

    3 слайд

    Мультикультурализм – идеология и политика доминирующего общества, заключающаяся в позитивном отношении к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям разных культурныхгрупп.

  • Наиболее исчерпывающее определение понятия «multicultural education» представ...

    4 слайд

    Наиболее исчерпывающее определение понятия «multicultural education» представлено в Международной энциклопедии образования, где оно рассматривается как :
    «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку»

  • 5 слайд

  • философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается посредств...

    6 слайд

    философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается посредством его отнесения к таким, основополагающими категориями философии культуры как категории
    «культурный монизм»
    «культурный плюрализм»
    Эти категории отражают два фундаментальных аспекта бытия культуры — его единство и многообразие.

  • поликультуризм в образовании - это культурный плюрализм, признание равноценно...

    7 слайд

    поликультуризм в образовании - это культурный плюрализм, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимость дискриминации людей по национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста.

  • - создание условий для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся...

    8 слайд

    - создание условий для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся поликультурным окружением;
    ТРИ КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ поликультурного образования

  • обеспечение личности возможности самоидентификации в качестве представителя т...

    9 слайд

    обеспечение личности возможности самоидентификации в качестве представителя того или иного этноса;

  • - обеспечение включение личности в современные мировые цивилизованные процессы

    10 слайд

    - обеспечение включение личности в современные мировые цивилизованные процессы

  • Обоснованием поликультурного образования является теория Л.С. Выготского (198...

    11 слайд

    Обоснованием поликультурного образования является теория Л.С. Выготского (1982) о развитии поведения и психики, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.

  • Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, Лев Семенович полаг...

    12 слайд

    Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, Лев Семенович полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии ребенка, все психологические процессы формируются, появляются дважды, на двух отдельных уровнях: сначало на социальном (межпсихологическое функционирование), потом индивидуальном, психологическом (внутрипсихологическое функционирование), вначале между людьми - как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка - как категория интрапсихическая.

  • Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и ф...

    13 слайд

    Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей .

  • Согласно теории  Л.С. Выготского способы мышления и приобретения знаний соста...

    14 слайд

    Согласно теории Л.С. Выготского способы мышления и приобретения знаний составляют один из основных компонентов культуры и в значительной степени предопределены наследственностью, формирующейся в пределах определённого этноса.

  • принцип диалога и взаимодействия культур; контрастный принцип овладения содер...

    15 слайд

    принцип диалога и взаимодействия культур;
    контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования;
    принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.
    Основополагающими принципами поликультурного образования являются:

  • Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком  свои...

    16 слайд

    Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

  • Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чув...

    17 слайд

    Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей.

  • Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обе...

    18 слайд

    Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения, превращать общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном плане.

  • Система образования как целенаправленно организованный социальный институт эт...

    19 слайд

    Система образования как целенаправленно организованный социальный институт этноса, обеспечивая удовлетворение этнокультурных запросов, становится фактором возрождения этнической культуры, выбора ценностной ориентации этноса, приобщения к этнокультурному опыту, удовлетворения этнокультурных потребностей, основным средством передачи, воспроизводства и развития этнической культуры.

  • Стратегия возрождения этнокультуры включает: 
признание роли родного языка; о...

    20 слайд

    Стратегия возрождения этнокультуры включает:
    признание роли родного языка; образование учителей на родных языках;
    развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами;
    признание ценностей культуры в образовании.

  • Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становитс...

    21 слайд

    Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования

  • 22 слайд

  • 23 слайд

  • Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общ...

    24 слайд

    Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

  • В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содерж...

    25 слайд

    В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание поликультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанные культурные части:
    - этнокультурная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы;

  • - национально-территориальная, или обеспечивающая человеку возможность иденти...

    26 слайд

    - национально-территориальная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;

  • - общероссийская (национальная), или обеспечивающая человеку возможность иден...

    27 слайд

    - общероссийская (национальная), или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;

  • - мировая, или обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизацион...

    28 слайд

    - мировая, или обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

  • - формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к твор...

    29 слайд

    - формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
    целями поликультурного образования являются:

  • воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов Росси...

    30 слайд

    воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;

  • - формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-полит...

    31 слайд

    - формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Р Ф, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

  • - создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества...

    32 слайд

    - создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;

  • - эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федерати...

    33 слайд

    - эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

  • - развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание...

    34 слайд

    - развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

  • Основные принципы поликультурного воспитания 

Поликультурное воспитание пред...

    35 слайд

    Основные принципы поликультурного воспитания

    Поликультурное воспитание предполагает формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах.

  • В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективн...

    36 слайд

    В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить:
    - национально-культурную основу воспитания;
    - гуманистическую открытость воспитания;
    - личностную ориентированность воспитания;
    - воспитание гражданской ответственности;
    - воспитание целенаправленной созидательной активности:
    -базовый принцип организованного саморазвития.


  • Достижение указанных целей обеспечивается следующими принципами : 
- сохранен...

    37 слайд

    Достижение указанных целей обеспечивается следующими принципами :
    - сохранение целостности культурного и образовательного пространства России;
    -приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной национальной культуре народов России;
    - гуманистический, светский и поликультурный характер образования;
    - ответственность государства за получение детьми полноценного образования;
    - научная основа содержания образования и принципов воспитания;
    - вариативность выбора родителями образовательного траектории ребенка;
    - формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности.

  • Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие...

    38 слайд

    Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:
    Принцип полилингвальности.
    Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общими тенденциями интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.
    Основные принципы поликультурного образования

  • Принцип преемственности. Одной из необходимых основ формирования российской г...

    39 слайд

    Принцип преемственности. Одной из необходимых основ формирования российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами и современное цивилизационное развитие нации. Трансляция этнокультурной информации в системе образования подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском "исконных" ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

  • Принцип дифференциации и разнообразия. Жизнеспособность сложных саморазвивающ...

    40 слайд

    Принцип дифференциации и разнообразия. Жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. Потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, соответствующие многообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический состав, чем более многомерна и ассиметрична его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира. Поэтому в содержании поликультурного образования закладываются условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции.

  • Принцип креативности. Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном общ...

    41 слайд

    Принцип креативности. Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития. В трудностях российской модернизации ясно выражается конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового общественного и культурного развития. Поэтому одним из важнейших инструментов модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

  • Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы обра...

    42 слайд

    Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция образцов культуры через учебно-воспитательный процесс оказывается недостаточной, особенно в условиях предметной расчлененности обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют: концептуальное единство культурной основы всех учебно-методических комплексов, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы с учетом инициативы, интересов и мотиваций обучающихся.

  • Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Формирование российской гр...

    43 слайд

    Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт. При этом свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Нецелесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.

  • Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного образования дол...

    44 слайд

    Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного образования должны соответствовать региональным обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной содержательной структуры федерального государственного образовательного стандарта следует добиваться хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта.

  • Принцип этической актуальности. Поликультурное образование имеет значительный...

    45 слайд

    Принцип этической актуальности. Поликультурное образование имеет значительный морально-этический потенциал, поскольку создает универсальную основу для воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации. Духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и этноконфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России только в поликультурном контексте приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание. Кроме того, морально-этическое единство и духовно-нравственная целостность поликультурной основы образования позволяет избежать риска раздвоения личности, исключить опасность противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека.

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.06.2020 401
    • PPTX 5.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гущина Мадина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гущина Мадина Ивановна
    Гущина Мадина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75453
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе