Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русский
композитор, автор знаменитых опер на темы русской
истории родился 9 марта 1839 года в Псковской гу-
бернии.
Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное
влияние на артистическое развитие Мусоргского,
выяснив ему его настоящее призвание и заставив
обратить более серьёзное внимание на музыкаль-
ные занятия. Под руководством Балакирева Му-
соргский читал оркестровые партитуры, знакомился
с анализом музыкальных произведений и критичес-
кой их оценкой.
Известность Мусоргскому доставила опера "Борис
Годунов", поставленная на сцене Мариинского те-
атра в Санкт-Петербурге в 1874 г. И признанная в
некоторых музыкальных кружках произведением
образцовым.
Мусоргский М.П.
2 слайд
С февраля по март 1874 г. в Императорской акаде-
мии художеств была проведена посмертная выстав-
ка из около 400 работ архитектора и дизайнера Вла-димира Александровича Гартмана, созданных за 15 лет рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов
художественных изделий.
Посещение Мусоргским выставки послужило толч-
ком к созданиюмузыкальной "прогулки" по вообра-жаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоми-нают увиденные произведения; в основном же пье-
сы стали результатом свободного полёта пробуж-дённой фантазии композитора.
За основу "выставки“ Мусоргский взял "заграничные" рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.
Гартман В.А.
3 слайд
Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже через ме-
сяц некоторые "картинки" из будущего цикла импровизировались автором.
Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года.
Мусоргский поставил на рукописи слова "К печати", однако при его жизни "Картинки" не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в сре-де "Могучей кучки".
Признание широкой публики пришло лишь после того, как известный фран-цузский композитор Марис Равель создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.
4 слайд
Мусоргский, по отзывам современников, был пре-красным пианистом, буквально завораживал слуша-телей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочи-нял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в "Картинки",
и они воспринимаются как музыкальный "театр од-ного актёра".
Автор давал названия пьесам на том или ином язы-
ке в зависимости от тематики; для каждой пьесы су-ществуют также и устоявшиеся русские названия.
Остановимся теперь немного подробнее на некото-рых пьесах Мусоргского.
5 слайд
Прогулка
Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голо-
сом ("запевалой") и подхватывается "хором".
В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходяще-го от картины к картине.
Гном
На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы
для колки орехов ("щелкунчик") в виде карлика на кривых ножках. Изначально
неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает.
Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии
ужимки крадущегося гнома, слушатель "наблюдает", как он перебегает с мес-
та на место и замирает.
6 слайд
Пьеса основана на акварели
Гартмана, нарисованной, ког-
да он изучал архитектуру в
Италии.
Рисунок изображал старин-
ный замок, на фоне которого
был нарисован трубадур.
У Мусоргского звучит краси-
вая протяжная меланхолич-
ная мелодия.
Старый замок
7 слайд
Тюильрийский сад
Ссора детей после игры
На рисунке была изображена
аллея сада парижского двор-
ца Тюильри "со множеством
детей и нянек". Эта короткая
пьеса совершенно отличает-
ся по характеру от предыду-
щей.
Звучит солнечная мелодия,
ритм которой напоминает дет-
ские считалки и дразнилки.
8 слайд
Балет невылупившихся птенцов
Прототипом пьесы послужили
эскизы Гартмана к костюмам
для балета.
Сочетание несерьёзной темы
со строгим следованием клас-
сической форме создаёт до-
полнительный комический
эффект.
9 слайд
Лимож. Рынок
Большая новость
Рисунок Гартмана, если он
был, не сохранился. Извест-
но, что Гартман жил в Лимо-
же и изучал архитектуру мест-
ного собора, но в каталоге
выставки картина с похожим
сюжетом не значится.
10 слайд
Избушка на курьих ножках
Баба-Яга
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках.
Однако фантазия Мусоргского изобразила совер-шенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину "нечистой силы".
11 слайд
Богатырские ворота
В стольном городе во Киеве
Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному про-екту киевских городских ворот. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле - глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столи-цы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и удачный проект реализо-ван не был.
Пьеса, созданная воображением Му-соргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимает-ся как мощный оперный финал.
12 слайд
Спасибо
за внимание
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 158 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рева Вера Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.