Инфоурок Другое ПрезентацииИстория создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Скачать материал
Скачать материал "История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза»"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н....

    1 слайд

    История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    «Самое решительное произведение Островского»

  • История создания пьесы       Произведение имеет  обобщающий смысл, не случайн...

    2 слайд

    История создания пьесы
          Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

  • Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) — физическое явл...

    3 слайд

    Значение названия пьесы «Гроза»
    Гроза в природе (действие 4) — физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.
    Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.
    Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем — неповиновение.
    Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

  • Значение названия пьесы «Гроза»Вывод. Смысл заглавия:
гроза в природе — освеж...

    4 слайд

    Значение названия пьесы «Гроза»
    Вывод. Смысл заглавия:
    гроза в природе — освежает,
    гроза в душе — очищает,
    гроза в обществе — освещает (убивает).

  • Положение женщин в России в 1 половине 19 века.В 1 половине 19 века положени...

    5 слайд

    Положение женщин в России в 1 половине 19 века.
    В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

    «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий
    собой свод правил семейного быта.

  • Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпох...

    6 слайд

    Эпоха перемен
    Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.
    В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.

  • Система действующих лиц пьесы  Говорящие фамилии
 Возраст героев
 «Хозяева жи...

    7 слайд

    Система действующих лиц пьесы
    Говорящие фамилии
    Возраст героев
    «Хозяева жизни»
    «Жертвы»
    Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

  • Система действующих лиц пьесыДикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — ра...

    8 слайд

    Система действующих лиц пьесы
    Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
    Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет».
    Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

  • Система действующих лиц пьесыВарвара: «И я не обманщицей была, да выучилась»....

    9 слайд

    Система действующих лиц пьесы
    Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
    Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

  • Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

    10 слайд

    Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

  • Особенности раскрытия характеров героев  Катерина — поэтическая речь, напомин...

    11 слайд

    Особенности раскрытия характеров героев
    Катерина — поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.
    Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами.
    Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

  • Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя: Кулигин: «Чудес...

    12 слайд

    Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
    Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»
    Кудряш: «А что?»
    Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»
    Борис: «Праздник; что дома-то делать!»
    Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».
    Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».
    Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
    Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»
    Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

  • Использование приема контраста и сопоставления:  монолог Феклуши — монолог Ку...

    13 слайд

    Использование приема контраста и сопоставления:
    монолог Феклуши — монолог Кулигина,
    жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж,
    Катерина — Варвара,
    Тихон — Борис

  • Домашнее заданиеМонологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 
М...

    14 слайд

    Домашнее задание
    Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3
    Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1
    Жители — действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1 .
    Чем отличается от жителей города Кулигин?
    Дикой и Кабаниха.

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.05.2020 142
    • PPTX 714.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Илларионов Александр Геннадьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95501
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек